Почему мы любим отрицательных персонажей

MaximСобытия

Побеждает зло!

Нескромное обаяние отрицательных персонажей – одна из удивительных особенностей человеческой культуры. Почему же люди так любят этих отъявленных негодяев и законченных мерзавцев?

Текст Тата Олейник

– Черт! Ты первый человек, которого я вижу за миллион лет, и то спутал меня с Николаем Дроздовым!

Если верить основоположнику аналитической психологии Карлу Густаву Юнгу, то один из древнейших архетипов коллективного бессознательного всего человечества – это персонифицированные враждебные силы. То есть образ злого могущественного гада под ближайшим кустом чрезвычайно близок нам с колыбели.

Но если наплевать на старину Карла Густава и зарыться в древнюю и античную мифологию, мы с интересом выясним, что силы зла как-то очень демонстративно в ней отсутствуют. В совсем первобытных сказаниях нам встречаются натуры куда более примитивные: звери, духи и боги, которые хотят съесть героя, обмануть, стянуть у него лепешку или снять с него кожу, но делают они это не со зла, а потому, что кушать очень хочется или им просто скучно, вот и развлекаются как умеют. В более развитых мифологиях мы видим образы более сложные и многогранные: гневных богов, мстительных духов и коварных царей. Но вот чтобы зло разгуливало там само по себе, в чистом виде, просто ради удовольствия существовать на белом свете – нет, такой архетип практически незнаком древним мифам.

Чистое зло возникает в мифе лишь в одном случае. Когда одна религия вытесняет другую, она сплошь и рядом превращает прежних идолов в безукоризненных монстров, чтобы поклоняться им стало делом неприличным, опасным и караемым. Культ вполне добропорядочного, хотя и вздорного бога Сета в Египте проиграл культу Гора, и Сет превратился в бесконечного злого бога пустыни и хаоса. Греческий синтезированный миф отправил в царство Аида половину пантеона матриархального культа Крито-Микен, назначив богиню плодородия Гекату царицей мрака и зла и сделав ее мудрых помощниц ослоногими страхолюдинами, пожирающими путников на пустынных дорогах. Христианство предложило идею Сатаны как противника Бога (чего в еврейской Торе нет), после чего стало рассматривать всех языческих богов – солнечных Аполлонов, девственных Артемид и добродетельных Афин – как отвратительных бесов сатанинской свиты. И так далее и тому подобное.

По-человечески это понятно. Если ты проповедник единственного всемогущего бога Буки, то ты не можешь объяснять тем, кто верит в бога Бяку, что никакого Бяки нет, это суеверие и вымысел. Такая атеистическая дискредитация высших сил может ненароком ударить и по твоему Буке, сам понимаешь. Проще всего объявить Бяку бякой, гадким, злым чертом, который просто жалкая тряпка по сравнению с Букой. Но Бука во благости своей позволяет Бяке жить, чтобы он искушал людей и проверял их верность Буке.

Так и пополнялся пантеон нечисти веками и тысячелетиями, и наполнился до того, что благочестивым монахам, составлявшим списки бесов, не хватало пергамента для перечисления легиона их имен. А в коллективное бессознательное действительно вошел архетип силы могущественной и злой по природе своей. В европейской культуре он сложился окончательно примерно в средние века, и тогда же начался обратный процесс – гуманизация и отчасти героизация злых сил.

И один из самых мощных первых камней в это здание заложил Джон Мильтон, который в своем «Потерянном рае» свел воедино тогдашние представления о павшем ангеле как об искалеченном, но все еще прекрасном первенце Творения, который взревновал к Богу и преисполнился гордости, которого терзают тысячи мук, вызывая к нему даже определенное сочувствие.

Этот образ интриговал и заставлял в него всматриваться. Это вам не уродливое трехголовое чудище Данте, меланхолично набивавшее пасть Брутом и Иудой; это была волнующая и привлекательная трагедия духа – гордого, сильного и прекрасного, но растоптавшего самого себя. Впервые зло стало на самом деле соблазнительным. И примерно с конца XVIII века по нашей культуре начинается шествие романтических злодеев – как земных, так и мистических, страдающих байронических типов, прекрасных, но порочных созданий. Они куда интереснее правильных героев, тех, что всегда поступают хорошо и предсказуемо и уже навязли в зубах со своими скучными добродетелями.

Герои не двигают сюжет, сюжет создают их антагонисты – злодеи живые, красочные и будоражащие воображение. Хороший злодей делает кассу. Герой без злодея способен максимум штрафовать старушек за неправильный переход улицы, но при идеальном мерзавце в противниках он обретает запредельную мощь и величие. Злодеи покорили комиксы, блокбастеры и рекламу (вспомним, например, недавнюю кампанию Jaguar Good to be Bad, посвященную неотразимому обаянию британских злодеев). Злым койотам и серым волкам сочувствуют даже дети, которые лучше узнают себя в них, чем в тупых страусах и зайках, поливающих ромашки из леечки.

На чем ездят злодеи

Может быть, некоторые предпочитают огненные кометы и коней бледных, но очаровательные британские злодеи выбирают Jaguar. По крайней мере, если верить рекламным кампаниям Jaguar, которая любит эксплуатировать образ «плохой парень на хорошей машине». В последнем ролике у них даже Стивен Хокинг снялся, злодей!


Что такое правильный злодей? Ну, это еще с Мильтона известно. Вот список примет, по которым мы узнаем качественного злодея. Большей частью пунктов из этого списка он будет наделен.

Даже если он некрасив, он определенно сексуален.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как читать книги Как читать книги

Руководство по чтению великих произведений

kiozk originals
Андрей Кириленко Андрей Кириленко

Президент Федерации баскетбола России ответил на вопросы редакции журнала Maxim

Maxim
У «Гугла» за пазухой У «Гугла» за пазухой

Во что вкладывают деньги корпорации

Maxim
Дело мастеров Дело мастеров

Крупносерийные модели Mercedes‑Benz нынче на любой вкус. Еще вкуснее — Mercedes‑AMG GT из параллельной реальности.

GQ
Моисей и все-все-все Моисей и все-все-все

Кто такие евреи, и почему о них все время говорят

Maxim
Канула в лето Канула в лето

Красавица Анна Петрова

Playboy
Коня на ска­ку остановит Коня на ска­ку остановит

Профес­сио­наль­ная кон­ку­рист­ка и лю­бя­щая жена Карина Ротен­берг по­ка­зы­ва­ет Ксении Соловьё­вой свой дом в Прован­се, где тре­ни­ру­ет­ся вме­сте с Борисом Романовичем.

Tatler
Что надо знать об Олимпиаде в Рио, которая, возможно, пройдет без наших Что надо знать об Олимпиаде в Рио, которая, возможно, пройдет без наших

Отставки глав государств и команд, рекорды, скандалы, экологические катастрофы — все, из чего состоят предстоящие игры в Бразилии.

GQ
Букетно-конфетная оптимизация Букетно-конфетная оптимизация

Женский характер не изменился со времен НЭПа, внешний блеск по-прежнему ценен

Maxim
Мужской клуб Мужской клуб

Немец­кий ар­хи­тек­тор Андре­ас Мёршель по­стро­ил для сво­е­го дру­га-пор­ту­галь­ца бру­таль­ную вил­лу неда­ле­ко от Лиссабона.

AD
Копи, пока молодой Копи, пока молодой

Одежда, мебель, путешествия – вот на что мы копим чаще всего. Есть еще один вариант – пенсия! Эксперты считают, что откладывать деньги на нее нужно чуть ли не с первой зарплаты.

Лиза
Шестеро смелых Шестеро смелых

Мы сравнили шесть популярнейших на российском рынке автомобилей с механическими коробками передач

АвтоМир
Тихий дагестанец Тихий дагестанец

Уже более двух лет в рядах ИГИЛ в Сирии и Ираке воюют батальоны джихадистов, выходцев с Северного Кавказа. Чтобы узнать их истории, писатель и журналист Юлия Юзик отправилась в самое закрытое место Дагестана.

GQ
Плачь по мне, Аргентина Плачь по мне, Аргентина

Интервью с пе­ви­цей и ак­три­сой Наталией Орейро

Glamour
Звезды смот­рят вниз Звезды смот­рят вниз

Оформ­ляя свою квар­ти­ру в Нью‑Йорке, ки­но­звез­ды Наоми Уоттс и Лив Шрайбер ду­ма­ли преж­де все­го о “низ­мен­ном” — об удоб­стве. Но и ди­зайн в их жи­ли­ще не подкачал.

AD
Другая зима Другая зима

Говорят, Таллин - это tali linn, «зимний город». Наверное, жители Норильска спрячут улыбки за меховыми воротниками. «Мягкая европейская зима» в этом году удалась

АвтоМир
Ролики страсти! Ролики страсти!

Надя Сысоева - участница Comedy Woman и любительница кататься на скейте

Maxim
Я «Луноход‑1» Я «Луноход‑1»

Рэпер L’One описал Дмитрию А. Быкову свой творческий путь из Якутска в космос. Как он пробился? Танцевал локтями.

Tatler
Евгений Маргулис Евгений Маргулис

О детях, музыке и семейной жизни

Maxim
Стены помогают Стены помогают

Дизайнеры из бюро Place in Space Design оформили квартиру в Москве, наполнив старые стены новыми предметами.

AD
Тотальное перевоплощение Тотальное перевоплощение

Уникальный часовой тюнинг от Bamford Watch Department.

The Rake
Место под солнцем Место под солнцем

Сегодня элегантных бонвиванов на итальянских и французских курортах не так много, как это было прежде, однако тех, кто не смущается выглядеть чуть лучше остальных, все же достаточно, считает наш автор и утверждает: стиль Ривьеры скорее жив, чем мертв.

The Rake
Грани разумного Грани разумного

Дом на Мосфильмовской — идеальная обертка для геометричных интерьеров мастерской za bor. Архитекторы воспользовались ситуацией с максимальным эффектом.

AD
Драконовские меры Драконовские меры

После «Игры престолов» Эмилию Кларк узнали все и не узнавал никто. С выходом «До встречи с тобой» (в прокате с 7 июля) этой удобной анонимности придет конец.

GQ
Палата чудес Палата чудес

Одна из самых старых швейцарских марок – Girard - Perregaux – празднует в этом году свой 225-летний юбилей

The Rake
Доигрались Доигрались

Во время работы над этим проектом заказчица предложила Александре Гориной поиграть в “Квартирный вопрос”. Вот что из этого вышло.

AD
Покорение вершин Покорение вершин

С приходом Жерома Ламбера Montblanc стала еще выше .

The Rake
Явочные квартиры Явочные квартиры

На Миланской неделе дизайна, проходившей в апреле параллельно с Мебельным салоном, свои работы показывают как бренды с многомилионными оборотами, так и независимые галереи, специализирующиеся на штучных, авторских вещах. Их-то мы и обошли.

The Rake
Старость в радость Старость в радость

В старой квартире в центре Москвы дизайнер Ирина Мирославская сохранила не только ее дух, но и полы, стены, двери и даже мебель.

AD
Поставить на джокера Поставить на джокера

Этот год по праву можно назвать именем Маурицио Каттелана – после пяти лет молчания он снова шокирует публику, бьет аукционные рекорды и мучает живого осла.

The Rake
Открыть в приложении