Как развиваться в сфере автотуризма и как здесь может встроиться МСП

Inc.Бизнес

«Эти два года станут для автотуризма переломными». Как заработать в одном из самых перспективных направлений для бизнеса

Текст: Елизавета Пикулицкая

1360-x-900_Andrej-Artyuhov.jpg
Фото: предоставлено Андреем Артюховым

В США автотуризм — индустрия в $140 млрд, которая поддерживает 680 тыс. рабочих мест. России, где территория в два раза больше, до этого далеко — из-за недостаточно развитой инфраструктуры. При этом, по данным ВЦИОМ, пока треть россиян уже путешествуют на машине, еще около половины этого точно хотят. Находить болевые точки отрасли и превращать их в источники дохода помогает предпринимателям Национальный союз профессионалов индустрии кемпингов и автомобильного туризма (НСПКА). О том, как развиваться отрасли и как здесь может встроиться МСП, «Инк» поговорил с экспертом Национального союза профессионалов индустрии кемпингов и автомобильного туризма Андреем Артюховым.

— Какие бизнес-модели существуют внутри такого направления, как автотуризм?

— Структура автотуризма многогранна. Это собирательное понятие, которое включает достопримечательности как цели путешествий, а транспорт — как средство их достижения. Причем транспорт — это не только легковые автомобили, но и самодельные и переоборудованные микроавтобусы, специализированная техника и легковые автомобили, приспособленные для ночевки и комфортных путешествий.

По статистике, около 20 млн семей в России путешествуют на автомобилях. По данным ВЦИОМ, 56% предпочитают активный отдых на природе. Это более 10 млн семей. 70% всех отпусков приходятся на лето, поэтому спрос концентрируется в этот период.

Направления, которые включают в себя автотуризм, следующие.

  • Места остановки туристов: отели, базы отдыха, мотели, кемпинги.
  • Оборудование для кемпингов — модульные строения и аксессуары.
  • Товары: аксессуары, мебель, аккумуляторные фонарики, зарядные станции, генераторы и непосредственно сами аккумуляторы.

Все перечисленное относится к сектору малого и среднего предпринимательства и составляет основу автотуристической индустрии.

— Можно ли сегодня говорить о растущем тренде на автотуризм?

— Мы начали вести аналитику с 2018 года — тогда 50–60% россиян путешествовали на автомобиле. После пандемии резко вырос внутренний поток, ведь границы закрылись. Для многих это оказалось неожиданностью: множество людей раньше выезжали за границу, включая караванеров. До пандемии владельцы автодомов перемещались внутри России только на короткие выходные, а в длинные отпуска уезжали за границу. Сейчас такой возможности нет и трафик внутри страны стал заметнее.

Пандемия изменила структуру спроса. Люди стали выбирать индивидуальные поездки или путешествия в малых группах — две-три семьи по интересам.

Перечислю главные запросы, которые появились за последние три-четыре года.

В первую очередь, это тренд на самодеятельные путешествия. Правда, пока не все туроператоры перестроились под это: часто программы, ориентированные на групповой и образовательный туризм, адаптированы для школьных групп и редко учитывают спрос на индивидуальные или семейные поездки. Но в этом направлении уже идет трансформация.

Кроме того, увеличилось число семейных путешественников и тех, кто путешествует с домашними животными.

Вырос интерес к отдыху на природе и такому направлению, как образовательный туризм. То есть сейчас люди едут, чтобы чему-то научиться, например погрузиться в сельскую жизнь и жить не в деревне, а в кемпинге. Востребованы мастер-классы — не как развлечение, а как способ освоить новое ремесло.

Также существует спрос на ретриты — выезды для перезагрузки вдали от цивилизации. Но этот запрос требует развития современной кемпинговой инфраструктуры. По нашим данным, сегодня он удовлетворен примерно на 30%.

— Какой процент автотуристов выбирает кемпинг как способ размещения?

— По опросам ВЦИОМ, отдых на природе выбирают 56–60% автотуристов. Это стабильные данные с большой выборкой. Кемпингов явно не хватает, и сегодня это самый перспективный сектор для развития малого и среднего предпринимательства.

Дело в том, что кемпинги использовать сложно, — их мало, и они заняты даже в будни. Когда ВЦИОМ задает вопрос о выборе кемпинга, процент низкий именно из-за дефицита. Большинство регионов продвигают собственные маршруты, но, приехав, туристы не находят комфортных условий. В результате — съемное жилье или дикая природа. Это увеличивает нагрузку на экосистему и снижает экономическую эффективность региона.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Пройтись по городу в ботинках местного жителя». Почему аудиоэкскурсии — это про любовь, а не про деньги «Пройтись по городу в ботинках местного жителя». Почему аудиоэкскурсии — это про любовь, а не про деньги

Как швейцарская идея превратилась в российский edutainment-проект

Inc.
Зачем каждому садоводу нужно иметь при себе перекись водорода: 6 полезных применений аптечного средства Зачем каждому садоводу нужно иметь при себе перекись водорода: 6 полезных применений аптечного средства

В саду и огороде перекись водорода может творить чудеса!

ТехИнсайдер
Что открыть в нежилом помещении: топ-5 бизнес-идей Что открыть в нежилом помещении: топ-5 бизнес-идей

Под какой бизнес можно сдать нежилое помещение, чтобы получать прибыль?

Inc.
Ностальгический вайб: какие звезды из 1990-х переживают новую волну популярности Ностальгический вайб: какие звезды из 1990-х переживают новую волну популярности

Почему артисты, дебютировавшие около 30 лет назад, снова становятся хедлайнерами

Forbes
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
«Броненосец «Потемкин» и «Страна глухих»: как женщины меняют сюжеты в кинематографе «Броненосец «Потемкин» и «Страна глухих»: как женщины меняют сюжеты в кинематографе

Сценаристки, без которых невозможно представить советское и российского кино

Forbes
Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов

Гендиректор МАМТа — о миссии театра, лидерстве и ценностях для нового поколения

Ведомости
Соучастники космоса Соучастники космоса

Как и зачем запускают совместные космические миссии? Рассказывает Натан Эйсмонт

Монокль
CAR-T-клетки получили прямо в организме четырех пациентов CAR-T-клетки получили прямо в организме четырех пациентов

Результаты испытаний технологии для получения противоопухолевых Т-лимфоцитов

N+1
Ромео и Джульетта. Еще раз про любовь Ромео и Джульетта. Еще раз про любовь

Откуда взялся сюжет «Ромео и Джульетты»? И зачем писать письмо героине Шекспира?

Караван историй
Серебро заблестело на солнце Серебро заблестело на солнце

Рост спроса в зеленой энергетике увеличит дефицит металла на мировом рынке

Ведомости
Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год

Роль в развитии Карлоса Алькараса его агента и умении располагать к себе фанатов

Forbes
Базальты с обратной стороны Луны возникли из истощенной мантии Базальты с обратной стороны Луны возникли из истощенной мантии

Источником базальтов, добытых станцией «Чанъэ-6», была мантия из слоев Луны

N+1
Превратить экранное время в деньги: как поколение альфа зарабатывает в смартфонах Превратить экранное время в деньги: как поколение альфа зарабатывает в смартфонах

Дети и подростки, которым исполняется около 15 лет, уже зарабатывают деньги

Forbes
Елена Царева: «Препятствий для выхода наших вин на международную арену нет» Елена Царева: «Препятствий для выхода наших вин на международную арену нет»

О развитии виноделия в России, новых нишах и росте спроса на безалкогольное вино

Ведомости
Антон Яковлев: Нам удалось доказать, что мы не разрушители, а созидатели Антон Яковлев: Нам удалось доказать, что мы не разрушители, а созидатели

Антон Яковлев — о преемстве в Театре Гоголя, новых целях и усталости от иронии

Ведомости
Одиссея мировой экономики Одиссея мировой экономики

Почему «зеленая» иллюзия может обернуться глобальным кризисом

Эксперт
Китайцы распробовали российское вино Китайцы распробовали российское вино

Санкции — это новые точки роста

Эксперт
«Важно запасть в душу потребителю» «Важно запасть в душу потребителю»

Как государство поддерживает экспортеров

Эксперт
Главная по костюмам: как Эдит Хэд одевала Голливуд и получила восемь «Оскаров» Главная по костюмам: как Эдит Хэд одевала Голливуд и получила восемь «Оскаров»

История Эдит Хэд — самой титулованной женщины за всю историю премии «Оскар»

Forbes
Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями

Люди плохо представляют, сколько они на самом деле спят

ТехИнсайдер
Как фотограф Рино Бариллари снимал Одри Хепберн, принцессу Диану и 12 раз ломал ребра Как фотограф Рино Бариллари снимал Одри Хепберн, принцессу Диану и 12 раз ломал ребра

О том, почему профессия папарацци все еще жива и востребована

Forbes
Физики объяснили радиальные полосы вокруг посадочных модулей на Луне Физики объяснили радиальные полосы вокруг посадочных модулей на Луне

Почему узоры от спускаемых На Луну космических аппаратов практически идентичны?

N+1
Чтобы не набрать лишнего. Шесть правил Чтобы не набрать лишнего. Шесть правил

6 правил, чтобы не поправиться в отпуске

Здоровье
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
Феномен текста: человек vs ИИ Феномен текста: человек vs ИИ

Способен ли искусственный интеллект писать тексты или даже мыслить как человек?

Монокль
Мы стали другими Мы стали другими

Гинеколог — о женском здоровье: как изменилась забота о себе?

Новый очаг
Сати Казанова: «Самое важное для меня – моя семья и творчество» Сати Казанова: «Самое важное для меня – моя семья и творчество»

Сати Казанова – о том, чем итальянский муж может раздражать кабардинскую жену

Здоровье
Российская школа мостостроения: начало истории Российская школа мостостроения: начало истории

Изучением истории строительства мостов занимался историк Дмитрий Юрьевич Гузевич

Знание – сила
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Открыть в приложении