Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техникаHi-Tech

Скелетные мышцы самолета – система управления

Иван Варгатый, https://vk.com/vivan755

Гражданский Ту-134А-3 и военный Ту-134АК с антенной КВ-связи сзади. 1 – внешний закрылок, 2 – внутренний закрылок, 3 – элерон, 4 – стабилизатор

Электровозы упирались колесами в крутеющую кривую, отворачивая нос от оставшегося справа Зелененького, крепко сжимали состав: хвост еще был на спуске, напирал, норовя раскатиться и слететь на стрелке. В открытые форточки кабины – кондиционер уже не работает – врываются скрип колес да вой вентиляторов. Но вдруг к этой стальной мелодии добавилась другая, будто бы небесная – гром. Но обычно гром гремит пару секунд, от силы пять – а тут словно лавина!

Помощник вспомнил, что уже слышал подобное, когда был на Грушинском – среди ясного неба ровно минуту гремело. Кто-то из соседей по поляне пояснил, что это гоняют ракетный двигатель на полигоне неподалеку, за Прибрежным. Но здесь-то откуда ракета?! Стоп, а это и не ракета вовсе: из-за верхнего среза лобового стекла выскочил худой, как карандаш, самолет со странным, словно у осы, жалом сзади, за ним тянулись две кривых дымных струи.

– Во соляра паленая, а? – пошутил машинист и небрежно попихал рукой рукоятку контроллера. «Синары» облегченно громыхнули. А тут и встречный показался из-за кривой… Хорошо, если он один, поездной диспетчер, как партизан: ничего не сказал. Тянемся, ползем, осматриваем встречный, вот уже пора и набираться, выползать из ямы… Из-за кривой показался желтый огонь светофора, который тотчас «заулыбался» – замигал. Отлично! Берем четвертую двухпутную вставку без остановки – это на руку, рабочего времени осталось два часа, из Сызрани отправили черт-те когда и в Мыльной продержали черт-те сколько. И вдруг настроение поднялось еще сильнее – слева направо «в кадре» проползла еще одна машина, на сей раз винтокрылая.

– Парад репетируют, походу!

Но бригада ошиблась. Бело-синий старичок Ми-8Т с надписью «Баркол» полз по небу вовсе не по военным делам, а по гражданским – осматривал объекты нефтяников. На широко остекленном балконе его кабины сидели три члена экипажа, и самым занятым выглядел второй пилот: сидит, чуть согнувшись левым плечом к «шагу», правой рукой еле заметно шевелит ручку, ноги в стременах педалей словно у гусара... Вертолет норовил плавно завалиться в сторону, а пилот миллиметровыми движениями ручки возвращал его в горизонт. Чуть двинул – и совсем немного назад. Еще двойное движение. И еще. Рука наконец почуяла натяг пружин – и большой палец не преминул нажать кнопку триммера. Хлопхлоп! Пропахали еще с полкилометра неба, и снова хлоп-хлоп! Над головой звенят двигатели, свистят лопасти, за стенкой хлопают электромагниты триммирования – еще та симфония… В кабине набирающего высоту военного Ту-134 было поспокойнее – лишь свистел воздух в переплете носового остекления да звенели приборы.

Кабина Ту-134А-3. 1 – кресло командира, 2 – колесо штурвала, 3 – колонка штурвала, 4 – педали, 5 – кресло второго пилота

Гремящих в хвосте двигателей слышно не было – вся их ярость доставалась земле, борт уже подлетал к гражданскому порту, обходя его восточнее, а уж жители Новосемейкина и Мирного к грохоту старых самолетов привычны. Уже давно убраны закрылки, двигатели дымят на номинале, пилотирует, как и на барколовской «восьмерке», помощник командира. В наборе высоты работы не очень много – движениями от себя/на себя держи скорость да покачиваниями рогов – курс… Движения небрежные, с виду грубоватые, но и штурвал больше полувека летающего без гидроусилителей Ту-134 не чета почти невесомой ручке Ми-8! На нем ощущается живой скоростной напор, руки пилотирующего вспоминают ощущения из детства, когда они топили в ванной мячик… Такая же живая упругость… Это не может не нравиться, и этого лишены пилоты французских «Аэробусов», обжимающие рукой пружинки боковых ручек.

Тем временем бригада грузового, выскочив к посту, невольно обвела глазами открывшийся пейзаж с разноцветным Южным городом слева, и помощник усмехнулся:

– Прикинь, еще один!

Где-то над многоэтажками и правда блестел неокрашенными боками еще один самолет. Он дыма не оставлял, но тоже разворачивался – лежал в крене, зоркие глаза локомотивщиков хорошо видели крыло, левая консоль которого смотрела в небо, а правая прицелилась в неведомую точку на земле.

– Это Ту-154 с завода, у меня там сосед работает. Снимает комнату у моторвагонного, – уверенно сказал командир. – Он мне фотки показывал, они сначала голые летают, потом красят.

– А над нами тогда что пролетело? Похож вроде.

– Походу такой же…

Однако бригада снова ошиблась: Ту134 с Ту-154, и правда, похожи, но только на первый взгляд. Ту-134 – почти прямой потомок бомбардировщика 1950-х, Ту16, и конструкция у него соответствующая. Огромные элероны без гидроусилителей, довольно скромные закрылки, минимум автоматики – только демпфер курса с единственным гидроусилителем на руле направления да несложный автопилот. Ту-154 же куда хитрее: демпферы и гидроусилители во всех трех каналах, куда более мощные закрылки, а еще на крыле появились предкрылки… Стоп! Для человека, не знакомого с авиацией, эти слова звучат ровно так же, как грот-брам-стень-стаксель для не понимающего в парусниках (в том числе для автора этих строк), а «ловить верхушки» – несерьезный подход, поэтому начнем с основ.

Три плоскости летательного аппарата, от которых отсчитываются размеры и углы: строительная горизонталь фюзеляжа (СГФ), плоскость симметрии самолета (ПСС) и нулевая дистанция (НД). СГФ, как несложно догадаться, лежит горизонтально, конструкторское бюро может принять за СГФ и плоскость пола салона, и плоскость, делящую фюзеляж надвое, и любую другую. На туполевских машинах, например, принят второй вариант, что видно на рисунках из руководства по технической эксплуатации (РТЭ) Ту-154М. Вертикально вдоль фюзеляжа лежит плоскость симметрии самолета: она делит машину на зеркально-симметричные половины, в анатомии эту плоскость называют сагиттальной. Линия пересечения СГФ и ПСС называется осью самолета или продольной осью, она же ось Х. По ее положению отсчитываются два угла Эйлера из трех, о чем чуть ниже.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод

Что помешало поставить асинхронные двигатели на ВЛ80К в роли тяговых?

Наука и техника
Совершенствуя природу Совершенствуя природу

Личная история трансформации с помощью пластической хирургии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
IDеальное преступление IDеальное преступление

Четыре года назад «Популярная механика» опубликовала свой первый кибердетектив

ТехИнсайдер
Непотопляемый Непотопляемый

Амфибии Amphicar, выпущенные более 60 лет назад, до сих пор в строю

ТехИнсайдер
Нижний Новгород: без лишних слов Нижний Новгород: без лишних слов

Нижний Новгород – место, где «заезженные эпитеты» имеют право на жизнь

Вокруг света
Культурная программа Культурная программа

Нужна ли ребенку культурная программа и в каком объеме

Новый очаг
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Прием гипотензивных препаратов вечером обеспечил лучший контроль давления Прием гипотензивных препаратов вечером обеспечил лучший контроль давления

Как контроль приема гипотензивных препаратов контролирует гипертензию

N+1
Кадры заколебались Кадры заколебались

Ротация высших региональных чиновников вернулась к стандартному уровню

Ведомости
«История богатства на Западе. Как боги среди людей» «История богатства на Западе. Как боги среди людей»

Как технические инновации приводили к богатству и высокому статусу

N+1
От Копенгагена до Нормандии: пять мест, где выгодно быть экологичным туристом От Копенгагена до Нормандии: пять мест, где выгодно быть экологичным туристом

Места, где за экологичное поведение туристы могут получить бонус

Forbes
Ваши внутренние часы устанавливают время приема пищи, которое снижает риск ожирения и диабета Ваши внутренние часы устанавливают время приема пищи, которое снижает риск ожирения и диабета

Зачем синхронизировать количество потребляемых калорий с циркадным ритмом?

ТехИнсайдер
Никита Кологривый: «Не шагнешь с высоты бесстрашно — не сыграешь роль» Никита Кологривый: «Не шагнешь с высоты бесстрашно — не сыграешь роль»

Никита Кологривый: Непрост? Да. С характером? Да. Талантлив? Безусловно

Караван историй
По расчетам астрономов, Вселенная погибнет через 20 миллиардов лет По расчетам астрономов, Вселенная погибнет через 20 миллиардов лет

Что предсказывает модель Вселенной, которая учитывает данные DES и DESI?

ТехИнсайдер
Киану Ривз. От печали до радости Киану Ривз. От печали до радости

Сегодня 60-летний Киану Ривз открыто признается: «Я наконец-то счастлив!»

Караван историй
Научно побеждать Научно побеждать

Как ученые помогли победить в войне

Эксперт
Сати Казанова: «Самое важное для меня – моя семья и творчество» Сати Казанова: «Самое важное для меня – моя семья и творчество»

Сати Казанова – о том, чем итальянский муж может раздражать кабардинскую жену

Здоровье
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
7 причин любить морковный сок 7 причин любить морковный сок

Свойства морковного сока, которые делают его отличным дополнением к рациону

ТехИнсайдер
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
С особым подходом: почему хакеры атакуют компании разных отраслей по-разному С особым подходом: почему хакеры атакуют компании разных отраслей по-разному

Как бизнес-интересы определяют способы атак на сайты российских компаний

Forbes
Кристина Кретова и Игорь Цвирко: «В моде у нас не было и нет кумира» Кристина Кретова и Игорь Цвирко: «В моде у нас не было и нет кумира»

Модный разговор с прима-балериной Кристиной Кретовой и премьером Игорем Цвирко

Караван историй
Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах

Работы, которые помогут лучше понять Дэвида Кроненберга

Правила жизни
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Пророческий мультсериал: 7 сбывшихся предсказаний из «Симпсонов» Пророческий мультсериал: 7 сбывшихся предсказаний из «Симпсонов»

Про 7 самых интересных предсказаний «Симпсонов», которые сбылись

ТехИнсайдер
Вячеслав Осин и Вадим Зуйков: «Ресторан – это точка сборки городской жизни» Вячеслав Осин и Вадим Зуйков: «Ресторан – это точка сборки городской жизни»

Как создаются независимые рестораны? Отвечают эксперты

Ведомости
Океан гор Океан гор

Где побывать и что попробовать в Адыгее

Лиза
Пластмассовый мир (не) победил Пластмассовый мир (не) победил

Насколько глубоко гаджеты проникли в нашу жизнь?

Правила жизни
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Просто красота Просто красота

Дизайнер Кристиан Гранде — о творческом пути в яхтенном дизайне

Y Magazine
Открыть в приложении