Изучением истории строительства мостов занимался историк Дмитрий Юрьевич Гузевич

Знание – силаИстория

Российская школа мостостроения: начало истории

Игорь Харичев

Изучением истории строительства мостов и возникновением инженерной мостостроительной школы в России занимался историк Дмитрий Юрьевич Гузевич (1955—2025). Этой теме была посвящена его диссертация «Развитие мостостроения в России в XVIII – первой половине XIX века и проблемы сохранения и использования технического наследия отечественных мостостроителей». По итогам этого исследования Гузевичу в 1993 году была присвоена степень кандидата технических наук. В то время он являлся сотрудником Петербургского филиала Института истории естествознания и техники РАН.

Гузевичем был изучен начальный этап появления в России безраспорных1 (арок с затяжками), шпренгельных2 и пространственных (с вантовым3 подкреплением) систем перекрытий и мостов; доказано, что первые проекты и конструкции такого типа в России появились в 1810‑х – начале 1830‑х годов, а первые факты применения статических расчетов в строительстве – еще в конце 1510‑х – начале 1620‑х годов.

1. Безраспорные мосты – тип висячих мостов, в которых горизонтальная составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается на балку жесткости. В таких мостах распор воспринимает затяжка, благодаря чему пролетное строение передает опорам лишь вертикальные давления.

2. Шпренгельный мост – мост, в конструкции которого используются шпренгельные фермы и балки, представляющие собой комбинацию двух- или трехпролетной неразрезной балки и подпружной тяги. Они характерны для стальных и деревянных конструкций, с верхним поясом из неразрезного прокатного профиля (пиленые брусья или пакеты клееных досок).

3. Ванты – стальные тросы для крепления висячих мостов.

Также он исследовал процессы и выявлял факты, с ними связанные: создания первых технических теорий в России на рубеже 10‑х и 20‑х годов XIX века, появления новых и совершенствования старых типов портовых сооружений в 1820— 1830 годы, возникновения русского «макадама»4 (начало 1820‑х) и асфальтовых дорожных покрытий (конец 1820‑х – 1830 е годы).

4. Макадам – тип дорожного покрытия, в котором одномерный щебень некрупной фракции укладывают послойно и тщательно уплотняют.

Постараюсь представить основные положения осуществленного Д. Ю. Гузевичем исследования.

Дмитрий Юрьевич Гузевич

В течение XVIII – первых десятилетий XIX века в России сложилось профессиональное сообщество специалистов в области транспортного и гидротехнического строительства. На рубеже 1830 и 1840 годов его развитие привело к формированию отечественной мостостроительной школы.

Дмитрий Гузевич выделяет следующие основные этапы ее становления: ремесленно-строительный (до 1690‑х годов), переходный (Петровский, 1690—1760‑е годы), гидравлической архитектуры (1760—1800‑е годы), собственно этап формирования инженерной мостостроительной школы как части школы транспортно-строительной (1810—1830‑е годы).

Развитие конструктивных форм мостов и других транспортных сооружений тесно связано с процессом развития транспортно-строительной школы в стране, что позволяет положить в основу принципа периодизации мостостроения исторические типы организации научно-технической и инженерной деятельности в данной области.

Становление (1690—1750‑е) Школы гидравлической архитектуры, связано с процессами, происходившими в недрах единой ремесленно-строительной школы (с середины XV до XVII века). Основные характеристики этого периода: отсутствие технических наук, технических организаций и учебных заведений; господство эмпирики, ученичества и неформальной технической коммуникации.

Далее происходит превращение предпосылок в зачатки нового явления и начало превращения последних в зрелое сформировавшееся состояние. Начало этого процесса относится к 1690‑м годам и связано с реформами Петра I и развитием производительных сил страны. Вставшие перед ней задачи могли решаться лишь на основе развития промышленности и транспортных коммуникаций. Бурными темпами идет гидротехническое строительство: Вышневолоцкая система5, Ладожский канал, десятки каналов в Петербурге и пригородах, заводские гидросистемы. Строятся шлюзы, плотины, мосты. Многие замыслы эпохи превосходят ее возможности.

5. Вышневолоцкая система – старейшая искусственная водная система в России, связавшая центральную часть страны и Поволжье с новой столицей государства Санкт-Петербургом и решившая вопрос продовольственного снабжения Санкт-Петербурга в XVII— XIX веках.

Для решения новых задач зачастую использовались старые методы и технологии сугубо эмпирического и ремесленного характера, у истоков которых лежал тысячелетний опыт русского народа. Работы отличались от предыдущего периода в первую очередь масштабом, то есть не столько качественно, сколько количественно. Как и ранее, в гидротехническом строительстве основными материалами являлись дерево и земля. Попытки создания каменных набережных успехом не увенчались. Не изменились и основные типы мостов. Их конструкции сводились к наплавным6; балочным и подкосным на ряжах7 и сваях; разводным коромысловой системы, известным на Руси уже в XVII веке. Появляются тракты улучшенного типа, булыжное мощение в городах. Шоссейных дорог еще нет. Применение новых технологий и конструкций, поднимавшихся над общим уровнем (гидротехнические работы в Петергофе, первые каменные шлюзы, Нарвский мост, мост-водовод над Фонтанкой

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Что случилось с пауками, отправленными в космос в 1973 году — и как это помогло науке Что случилось с пауками, отправленными в космос в 1973 году — и как это помогло науке

Пауки все еще плетут паутину в условиях микрогравитации?

Inc.
Мировой экономике становится все хуже Мировой экономике становится все хуже

Почему мировая экономика продолжает замедляться

Монокль
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
Вопрос психологу: как перестать искать у себя болезни Вопрос психологу: как перестать искать у себя болезни

Почему озабоченность здоровьем может перерастать в одержимость?

Правила жизни
«Не от хорошей жизни»: как поливоркинг стал трендом и чем он опасен «Не от хорошей жизни»: как поливоркинг стал трендом и чем он опасен

Как поливоркерам сохранить здоровье и продуктивность

Forbes
«Нужно быть готовым к войнам и землетрясениям». Советы туроператора с 35-летним стажем «Нужно быть готовым к войнам и землетрясениям». Советы туроператора с 35-летним стажем

Как оставаться на плаву и быть успешным в туризме?

Inc.
5 сверхспособностей, которые станут доступны людям уже через 5 лет по версии футурологов 5 сверхспособностей, которые станут доступны людям уже через 5 лет по версии футурологов

Какие «суперспособности» станут реальностью уже к 2030 году — и какой ценой?

Maxim
А вы терпеливый человек? Выберите гору и узнайте факт о себе А вы терпеливый человек? Выберите гору и узнайте факт о себе

Узнайте, насколько хорошо вы умеете терпеть: просто выберите гору

ТехИнсайдер
Пар костей не ломит Пар костей не ломит

История русской бани и опыт, который пригодится и сегодня

Лиза
Стив Возняк Стив Возняк

Правила жизни инженера и предпринимателя Стива Возняка

Правила жизни
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Летают ли авиалайнеры над Северным полюсом: да, и это стоит сделать хотя бы раз в жизни Летают ли авиалайнеры над Северным полюсом: да, и это стоит сделать хотя бы раз в жизни

Почему летать через Северный полюс до сих пор рискованно

ТехИнсайдер
Фокус внимания Фокус внимания

Разговор с актрисой Лизой Шакирой о вере, надежде и любви

OK!
Соучастники космоса Соучастники космоса

Как и зачем запускают совместные космические миссии? Рассказывает Натан Эйсмонт

Монокль
Астрономы увидели старт образования экзопланет в протопланетном диске Астрономы увидели старт образования экзопланет в протопланетном диске

Как образовываются твердые тела в диске протозвезды

N+1
Тело как история Тело как история

Героини нашего спецпроекта — об опыте травмы, исцеления и принятия

Новый очаг
Новые времена Новые времена

Изменения, которые произошли в мире технологий за последние 25 лет

Правила жизни
Птолемеево царство Птолемеево царство

Птолемей не верил в империю своего отца, он хотел построить свое великое царство

Дилетант
55 и вперед: как «серебряное поколение» адаптируется под новые карьерные треки 55 и вперед: как «серебряное поколение» адаптируется под новые карьерные треки

Как «серебряное поколение» адаптируется к новым карьерным реалиям

Forbes
Дневник Дневник

Как ведение дневника помогает услышать себя? Личные истории наших героинь

Здоровье
Взрывные цены Взрывные цены

Спрос на это удобрение растет на фоне роста потребления в Бразилии

Ведомости
Как ответить на негативный отзыв клиента Как ответить на негативный отзыв клиента

Как правильно ответить на негативный отзыв, и вернуть доверие клиента

Inc.
Накрутил €50 млн: как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира Накрутил €50 млн: как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира

Как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира

Forbes
Диагнозы не горят Диагнозы не горят

Новый детективный сериал видного сценариста Денниса Лихейна «Дым»

Weekend
«Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками «Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками

Как сразу определить, что клиент сложный, а когда лучше отказаться от проекта?

Inc.
Открыть в приложении