«Броненосец «Потемкин» и «Страна глухих»: как женщины меняют сюжеты в кинематографе
Культовая лента Сергея Эйзенштейна, фильмы о сильных женщинах на фоне «оттепели» и «застоя», анимация Юрия Норштейна и сюрреалистичные сюжеты из 1990-х — Forbes Woman рассказывает о пяти сценаристках, без которых невозможно представить историю советского и российского кино

Нина Агаджанова: написала сценарий фильма «Броненосец «Потемкин»

Нина Агаджанова родилась в 1889 году в купеческой семье в Екатеринодаре (сегодня — Краснодар). Несмотря на свое происхождение, Нина еще гимназисткой увлеклась революционным движением и вела пропаганду среди рабочих местных фабрик, за что ее исключили из школы. После этого девушку отправили к родственникам в Воронеж, но там она продолжила участвовать в подпольной агитации. Вскоре Агаджанова вернулась домой и, чтобы прокормить себя, устроилась тапером в местный кинотеатр — так началось ее увлечение кинематографом.
В революционном 1917 году Нина организовывала женские демонстрации, участвовала в захвате тюрьмы «Кресты» и выполняла поручения Владимира Ленина. В 1924 году Агаджанова пришла работать на «Межрабпомфильм» редактором и сценаристом. Ее сценарий под названием «1905 год» лег в основу сюжета легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Картина выросла из короткого эпизода о восстании на корабле.
Позже Агаджанова работала с советским кинорежиссером Всеволодом Пудовкиным над фильмом «Дезертир» (1933) и как режиссер сняла ленту «Два-Бульди-два» (1930).
Наталья Рязанцева: рассказывала истории о сильных женщинах

Наталья Рязанцева родилась в 1938 году в Москве, в 1962-м окончила сценарный факультет ВГИКа в мастерской Евгения Габриловича (написал сценарии к фильмам «Убийство на улице Данте» 1956 года и «В огне брода нет» 1967-го). После первых работ в документальном кино Рязанцева дебютировала в игровом — она написала сценарий для фильма Ларисы Шепитько «Крылья» (1966). Это история о бывшей фронтовой летчице, которая работает учительницей и не может смириться с «земной» жизнью.
Позже Наталья Рязанцева работала с Ильей Авербахом, для которого написала сценарии к фильмам «Чужие письма» (1976) и «Голос» (1982). «Чужие письма» — одна из ключевых картин 1970-х: школьная учительница берет к себе жить девочку из неблагополучной семьи, и та начинает вмешиваться в ее личную жизнь. Фильм стал метафорой разочарования «шестидесятников» в новом поколении. Особую страницу в творчестве сценаристки занимает сотрудничество с Кирой Муратовой — их совместный фильм «Долгие проводы» (1971) стал высказыванием о конфликте поколений и внутренней свободе женщины. «Я сумела по-настоящему полюбить этот фильм только после того, как четырежды забытый сценарий перестал быть для меня «горячей точкой», после того, как фильмы о терзаниях юности пошли косяком и почти все оказывались плоскими и неверными, и все сильнее стал светиться, все чаще вспоминаться великолепно