Как фотограф Рино Бариллари снимал Одри Хепберн, принцессу Диану и 12 раз ломал ребра

В Москве, в музее МАММ на Остоженке, идет биеннале «Мода и стиль в фотографии». Среди выставок открытия — «Король папарацци» фоторепортера Рино Бариллари, запечатлевшего золотой век итальянского кино и «Голливуд на Тибре», расцвет римской киностудии «Чиннита», куда после окончания Второй мировой войны приезжали сниматься американские звезды. О том, почему профессия папарацци все еще жива и востребована, Бариллари рассказал Forbes Life.
В портфолио Рино Бариллари не только все первые имена от Одри Хепберн и Элизабет Тейлор до принцессы Дианы, но и перечень травм и разрушений: взбешенные герои 12 раз ломали ему ребра и разбили 78 фотоаппаратов и 40 вспышек.
Рино Бариллари родился в 1945 году в маленьком провинциальном городке в Калабрии, на юге Италии, что тогда звучало нарицательно, означая крайнюю степень бедности. В 14 лет, надев отцовский пиджак и дедушкино пальто, он убежал из дома в Рим. Ночевал на скамейках в саду Боргезе и помогал уличным фотографам, например, выгонял из кадра людей при съемке у фонтана ди Треви. Так начался его путь в профессию, название которой дал Федерико Феллини в культовой «Сладкой жизни», где навязчивого фотографа звали Папараццо.
В 1950-е годы римская киностудия «Чинничита» привлекала голливудских продюсеров дешевизной своих павильонов и красотой натурных съемок в городе, а итальянское кино переживала свой «золотой век». Летописцем этих событий стал Король папарацци, как его прозвал Феллини, фотограф Рино Бариллари.
— Были ли какие-то негласные договоренности между вами и вашими героями перед началом съемки? Был ли заложен в процесс элемент игры?
— Бывали случаи, когда знаменитости сами просили сфотографировать в той или иной ситуации. Но, как правило, эти фотографии не попадали на страницы журналов и газет, потому что выходило неинтересно: внезапность нельзя сымитировать.
Конечно, бывает, когда герои съемки дают какие-то советы, но фотограф сам принимает решения. Например, оказавшись в доме какой-то знаменитости, я успевал снять, как хозяин стоит у плиты на кухне, — это всегда смотрится интереснее, чем когда герой позирует в гостиной.
— Сколько времени занял ваш путь в профессии от уличной съемки до того, как вас стали приглашать в дома знаменитости?
— После того, как меня в 1963 году избил Питер О’тул, открылось много дверей. Агентства, газеты, еженедельные издания, все хотели публиковать мои снимки.

— Получается, с того момента, когда вы 14-летним подростком удрали из родительского дома в Рим и стали снимать на улице, путь к успеху занял четыре-пять лет?
— Я все еще был несовершеннолетним, то есть мне было меньше 21 года. Я стал известен в 18-19 лет. Но мне, конечно, не хватало опыта. Я смотрел, как фотографируют коллеги, и притворялся дурачком, чтобы они поделились со мной их секретами. Так, сами того не замечая, они рассказывали, как проявлять пленку, как стать тем, кому позвонят, какие гостиницы могут поделиться информацией о постояльцах. Видя меня, совсем мальчишку, они не боялись что-то сказать, потому что думали, что я дурачок.