«Пройтись по городу в ботинках местного жителя». Почему аудиоэкскурсии — это про любовь, а не про деньги

Мы влюблены в звук и считаем его одним из самых эффективных инструментов формирования новой реальности. Расскажу, как швейцарская театральная идея превратилась в российский edutainment-проект иммерсивных аудиоэкскурсий Invisible Moscow, который за шесть лет так и не стал классическим бизнесом.
Быть Джоном Малковичем
Мы запустили Invisible Moscow в 2019 году, вдохновившись аудиопроменадом швейцарско-немецкой театральной группы Rimini Protokoll. Их проект — это интерактивное театральное путешествие по городу. Нам же хотелось не просто создать спектакль, а добавить в него наследие самого города, его историю, культуру и архитектуру. Создать так называемый edutainment формат (education + entertainment), благодаря которому даже те люди, которым не близки классические экскурсии, могли бы узнать о Москве в легкой развлекательной форме.
Сложность создания подобного продукта заключается в том, что у тебя нет одной основной экскурсионной темы, как, например, высотки Москвы, конструктивизм, масонство, и т. д., вокруг которой можно выстроить логичную историю. Site-specific жанр предполагает, что само пространство, а это в нашем случае город, диктует сюжет и контекст повествования.
Сложность создания подобного продукта заключается в том, что у тебя нет одной основной экскурсионной темы, как, например, высотки Москвы, конструктивизм, масонство, и т. д., вокруг которой можно выстроить логичную историю. Site-specific жанр предполагает, что само пространство, а это в нашем случае город, диктует сюжет и контекст повествования.
В итоге у тебя получается множество разрозненных по своему историческому и культурному контексту локаций, которые необходимо объединить в одну стройную линию спектакля. Мы нашли решение в том, что все действие экскурсии происходит в голове главной героини: зрители следуют за ней и как бы подслушивают ее мысли. В духе фильма «Быть Джоном Малковичем», давая возможность увидеть город ее глазами и сквозь призму ее сознания.
Звук как инструмент формирования реальности
Мы влюблены в звук и считаем его одним из самых эффективных инструментов формирования новой реальности. Восприятие звука не просто набор акустических характеристик. Оно идет вкупе с окружающей средой, что формирует у человека образ предмета и ситуацию восприятия и, соответственно, очень погружает в сюжетную линию, дает волю фантазии.
Мы очень трепетно относимся к созданию звуковой дорожки спектакля: у нас нет тишины, склеек, а каждое повествование поддерживается звуком, как в кино. Если героиня вспоминает историю парадов Победы на Красной площади, то в наушниках зрители буквально слышат звуки парада, которые были записаны нашими опытными саунд-дизайнерами во время одного из таких парадов.
Мы рассматриваем любой город как сложную звуковую среду, в которой переплетаются самые разные акустические элементы. Каждый город обладает своим уникальным саундскейпом — звуковым ландшафтом, который формируется из множества источников.
Наша задача не только интересно рассказать про город, но и погрузить человека в его уникальную звуковую картину и в целом культуру определенного места, в том числе и через музыку.