Макрон оказался в меньшинстве
Французы хотят посмотреть, как политики и ветви власти будут договариваться в условиях экономического и энергетического кризиса
Переизбрав Эммануэля Макрона в апреле на второй президентский срок, в июне французы не предоставили в распоряжение президента абсолютное большинство в парламенте, нарушив многолетние традиции. В результате президентская коалиция партий «Вместе!» набрала только 250 мест из 577. На 100 мест меньше, чем в предыдущем парламенте, — и это, конечно, поражение макронистов.
Второе место занял блок левых партий «Новый народный экологический и социальный союз» (NUPES). Левые провели в Национальное собрание 151 депутата. Но они не будут крупнейшей оппозиционной силой. У партий, которые объединились в NUPES лишь для электоральной кампании, есть существенные разногласия по многим важнейшим вопросам. Поэтому, как и было оговорено заранее, парламентские группы они образуют отдельные. Крупнейшая из левых фракций, «Непокоренная Франция», имеет 75 депутатских мандатов, социалисты — 31, «зеленые» — 23, а коммунистов и примкнувших к ним левых депутатов от заморских департаментов в общей сложности 22.
Самую крупную оппозиционную силу в парламенте представит фракция «Национального объединения». Это сенсация и огромный успех партии Марин Ле Пен. 89 депутатов против восьми в прошлом парламенте — такого не ожидал никто.
У «Республиканцев», как и у социалистов, кризис: они уменьшили свое представительство вдвое, до 61 депутата. Бывший президент-республиканец Николя Саркози призывал на президентских выборах голосовать за Макрона, а не за кандидата от своей партии Валери Пекресс. В итоге часть партийных функционеров продолжает перебегать в президентскую коалицию. Но «Республиканцы» считают, что им удалось сохранить костяк своих избирателей.
Попытки срочного ремонта
Самая логичная попытка восстановить контроль президента над парламентом заключалась в предложении «Республиканцам» войти в правящую коалицию. Экономические программы двух политических сил похожи друг на друга как две капли воды. Достаточно сказать, что по самому больному вопросу предстоящего политического года — пенсионной реформе Макрона, которая сдвигает срок выхода на пенсию с 62 на 65 лет, — у обеих сторон почти нет разногласий. Однако голоса «Республиканцев» в пользу такого союза разделились, и пока они предпочитают находиться в статусе оппозиции.
Разумеется, представители Макрона пытались (да и будут пытаться) переманить к себе отдельных депутатов из других групп. Но быстро найти 39 таких перебежчиков не представляется возможным.
Во время консультаций с лидерами коммунистов и «Национального объединения» Макрон даже высказывал идею «правительства народного единства», фактически предлагая Марин Ле Пен и Фабьену Русселю места в новом правительстве. Но и эта идея понимания не встретила. Сразу была отвергнута перспектива распустить Национальное собрание и провести новые выборы — понятно, что их результаты оказались бы еще менее утешительными для партий президентского блока.
Хорошо забытое для политиков
Интересно, что 70% французских избирателей удовлетворены итогами выборов. Им нравится, что Национальное собрание снова станет местом для дискуссий и острой политической борьбы.
Обычно, когда парламентские выборы проходили непосредственно после президентских, избиратель предоставлял большинство победившему кандидату. Теперь же отсутствие такого большинства создает для Макрона и его команды серьезные проблемы. Раньше его фракция могла принимать правительственные законопроекты, почти не обращая внимания на предложения оппозиции. При этом центр принятия решений все больше смещался из парламента и правительства непосредственно в администрацию президента.
При новом распределении сил в парламенте принимать все главные решения в стране не выходя из Елисейского дворца становится невозможным. И в резиденции премьер-министра, в Матиньонском дворце, теперь не все можно согласовать — придется обращаться в Бурбонский дворец, где заседает нижняя палата французского парламента.
Между тем французские политики уже забыли, когда какие-то важные вопросы решались в Национальном собрании, поэтому находятся в шоке. Культуры дискуссий, навыка составлять коалиции по итогам выборов и вырабатывать совместные программы после выборов у французского политического класса нет. Он сформировался в условиях радикальной мажоритарной системы, при которой победитель получает все, а проигравшему остается ждать следующих выборов.
Привыкнув к тому, что диалог с идеологическими противниками исключен, представители разных фракций успели сказать друг о друге много резких слов и прибегнуть к нелестным определениям. А теперь требуется восстанавливать отношения, переступая через самолюбие, которого у французских политиков в избытке. И еще как-то объяснять своим избирателям необходимость контактов с «врагами Республики», «расистами», «коричневой чумой», «исламо-гошистами» и т. п.
Кризис все расставит по своим местам
В итоге правительству Элизабет Борн временно придется искать союзников для формирования большинства по каждому законопроекту. Внимательно слушать потенциальных союзников, обсуждать варианты формулировок, идти на компромиссы. Но ключевое слово здесь «временно». Нежелание «Республиканцев» связывать себя коалиционным соглашением с блоком «Вместе!» и неготовность отдельных депутатов мигрировать из оппозиционной фракции в президентскую объясняется просто: у всех на уме наступающий кризис непредсказуемых масштабов, к которому Франция активно готовится.
О кризисе высказываются политики и СМИ. Руководители трех энергетических гигантов Франции — Électricité de France, Total и Engie — в открытом письме призвали своих соотечественников экономить энергию. Говорят, что перед французами будет поставлена задача снизить потребление электричества на 10% за два года.
Правительство готовит закон, по которому сможет осуществлять прямое руководство не только атомными, но и газовыми электростанциями, причем среди них есть и несколько станций, которые не принадлежат государственной Électricité de France. В одном из выступлений президент употребил выражение «военная экономика», описывая возможный вариант развития событий.
Резкое повышение темпов инфляции наряду со взлетом цен на энергию и продукты уже с прошлого года существенно влияет на обстановку в стране. По опросам общественного мнения, более половины французов вынуждены изменить потребительские привычки, а 30% считают, что скоро им предстоит это сделать. Более 60% французов пришлось скорректировать свои планы на отпуск; для 24% из них это означало, что от отпуска придется отказаться вовсе.
Из выступления руководителя Банка Франции Франсуа Вильруа де Гало стало понятно, что нехитрый бизнес-план монетарных властей состоял в разгоне инфляции без соответствующей индексации заработной платы. А поскольку глава центрального банка обосновал такое намерение необходимостью «бороться с Путиным» и «защищать европейские ценности», стало ясно, что такая политика будет проводиться очень жестко.
Забастовочное движение с требованиями компенсировать потерю покупательной способности во Франции уже началось и в энергетическом секторе, и в транспортном. Но его истинный масштаб станет понятен только осенью.
С конца прошлого года правительство страны пытается облегчить жизнь французских потребителей, ограничивая рост цен на газ и электричество, компенсируя часть затрат на автомобильное топливо, вводя «продовольственные чеки» для девяти миллионов наименее обеспеченных домохозяйств. Достаточно ли резервов у правительства, чтобы обеспечить социальное спокойствие в стране на длительный срок, никто не скажет.
И партии, представленные в парламенте, пока не могут определиться со своей позицией. Отделываются общими словами, оставляя максимум простора для нового политического сезона. Неопределенность столь велика, что предсказать развитие событий никому не под силу. Возможны и полномасштабный политический кризис с роспуском парламента и новыми выборами, и создание правительства народного единства. А пример движения «желтых жилетов» показал, что даже если во всех политических институтах страны тишь да гладь, кризис может легко выплеснуться на улицы.
Не будем забывать, что у президента Франции есть в запасе 16-я статья конституции, на необходимости которой настоял генерал де Голль при создании Пятой республики. Когда возникает угроза жизненным интересам нации — например, когда «нормальное функционирование конституционных органов власти прервано», — президент страны «принимает все меры, которые диктуются этими обстоятельствами».
Фактически речь идет о временном введении прямого президентского правления. Из французских президентов эту статью использовал только сам де Голль, и только один раз во время мятежа в армии. Но если экономика будет все больше напоминать военную, а оппозиционные фракции парламента решат, что противостояние президенту в условиях кризиса для них перспективнее, чем сотрудничество с ним, то искушение достать из долгого ящика 16-ю статью у Макрона будет очень сильным.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl