Побойтесь, ради бога
«Еретик»: неудавшийся богословский хоррор с Хью Грантом
В российский прокат вышел «Еретик» Скотта Бека и Брайана Вудса, спродюсированный студией А24 амбициозный хоррор на тему веры и религии, обещавший стать новой классикой, но при ближайшем рассмотрении оказавшийся скорее курьезом.
Две юные миссионерки Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, сестра Барнс (Софи Тэтчер) и сестра Пакстон (Хлоя Ист) колесят на велосипедах по проселкам одноэтажной Америки и без умолку болтают — о размерах контрацептивов, о комплексе вины в домашнем порно, о мюзикле, в котором авторы «Южного Парка» вышучивают их святыни,— как будто в сумках у них за плечами не Книга Мормона, а как минимум «Призрачный мир» Дэниела Клоуза. Их путь лежит к дому мистера Рида (Хью Грант), благообразного господина, оставившего заявку на беседу о Боге на церковном сайте. Пока по дому разносится запах черничного пирога, который печет на кухне нелюдимая миссис Рид, хозяин знакомит сестер со своим довольно необычным видением некоторых теологических проблем. К тому моменту как мистер Рид резюмирует: «Последнее, что я хотел в этой жизни,— это найти ту самую единственно верную религию. Но, к сожалению, я ее нашел»,— оказывается, обитые железом стены не пропускают сотовый сигнал, на входной двери сработали по таймеру автоматические запоры, а запах пирога исходит от ароматической свечки. Впрочем, не то чтоб хозяин насильно удерживает сестер — им всего лишь нужно выбрать одну из дверей. На одной из них мистер Рид пишет мелом слово «вера», на другом — «безверие».
Давно работающие вместе Скотт Бек и Брайан Вудс обратились к жанру хоррора лишь на десятом году совместного творчества; до того они снимали копеечные (бюджет одного из полных метров составил $300, которые ушли на еду и оплату парковочных талонов) инди-драмы с элементами нуара, фантастики и даже неовестерна, пользовавшиеся определенным успехом на независимых киносмотрах. Первый опыт Бека и Вудса в области ужасов особого впечатления не произвел: решительно невозможно было сказать, чем их «Ночной огонек» (2015) принципиально отличается от десятков других фильмов в жанре found footage, вышедших со времен «Ведьмы из Блэр» (впрочем, те, кто ближе к финалу сумбурного мелькания ручной камеры разглядели-таки некий «твист», отзывались о нем вполне одобрительно). Но через пару лет соавторы напомнили о себе бронебойным жанровым дуплетом, написав сценарии к «Тихому месту» (2018) Джона Красински (выросшая из фильма франшиза заработала в мировом прокате без малого $1 млрд) и к хеллоуиновскому слэшеру «Они» (2019), который поставили они сами, а спродюсировал Элай Рот; особых барышей он не принес, но в хоррор-сообществе был принят с энтузиазмом. Еще через год Бек и Вудс вполне органично вписались в телепроект Сэма Рейми «50 штатов страха», где в компании весьма актуальных на тот момент Райана Спинделла, Алехандро Брюгеса и Ли Кронина отвечали за Айову (Вудс оттуда родом).