Российское авиастроение получит серьезную господдержку

ЭкспертБизнес

Будем летать на своих

Российское авиастроение получит серьезную господдержку, которая позволит ему не только насытить парк отечественными самолетами, но и подготовиться к новому технологическому циклу. По мнению экспертов, он начнется уже в 2030 году

Николай Ульянов

Руслан Шамуков/ТАСС

Международный авиационно-космический салон, открывающийся на этой неделе, несмотря на пандемию, привлекает внимание общественности и специалистов. И дело не только в грамотной маркетинговой стратегии «Ростеха», который заинтриговал наблюдателей показом «принципиально нового» военного самолета, сначала выпустив тизерный видеоролик, а затем допустив утечку в сеть нескольких фотографий этого самолета.

Одна из главных причин повышенного интереса состоит в том, что Россия демонстрирует решимость в деле возрождения производства гражданской авиации. Ожидается, что на совещании, которое пройдет в рамках МАКС с участием Владимира Путина, где планируется обсудить судьбы отечественного авиастроения, будет объявлено о масштабной поддержке отрасли со стороны государства. «Сливы» в прессу о планах правительства в этой части состоялись на предшествующей мероприятию неделе.

Цель госвливаний — не только насытить российское небо авиатехникой собственного изготовления, но и подготовиться к переходу на новый технологический уклад при ее производстве и совершить его.

Вырулили на взлетку

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в мае спрос на международные и внутренние пассажирские перевозки немного улучшился по сравнению с апрелем, хотя по-прежнему остается существенно ниже, чем в доковидном 2019 году.

В грузовых авиаперевозках ситуация лучше. Как сообщает IATA, объем глобального рынка, измеряемый в тонно-километрах, в мае этого года на 9,4% превысил уровень мая 2019-го. Здесь существенную роль играет то, что из-за простоя судов сокращаются морские контейнерные перевозки, разрыв между стоимостью океанского и авиафрахта уменьшился вдвое, указывают в ассоциации и отмечают, что «опережающие темпы роста авиаперевозок — типичное явление, характерное для начала фазы экономического подъема».

В России, как следует из данных IATA, внутренние пассажирские авиаперевозки уже превысили доковидный уровень: в мае этого года их объем был выше, чем в мае 2019-го, на 22,6%. Тем самым Россия показала самые высокие в мире темпы прироста внутренних авиаперевозок. На втором месте Китай с показателем 6,3%. В обеих странах произошло перераспределение пассажиропотока от международных рейсов к внутренним.

По данным Росавиации, с начала года наши авиакомпании перевезли 43,9 млн пассажиров (включая внутренние и международные перевозки), на 58% больше, чем за первое полугодие 2020 года (27,8 млн).

Как мы отмечали в ноябре прошлого года (см. «Авиацию дозаправляют деньгами и преференциями», «Эксперт», № 45) за счет большой территории страны наши авиакомпании смогли выполнять рейсы на большие расстояния и загружать широкофюзеляжные самолеты, которые многие страны в силу своего небольшого размера и в отсутствие международных рейсов были вынуждены «ставить на бетон». Плюс внутренний туризм.

Вслед за перевозками признаки оживления наблюдаются и в мировой авиастроительной отрасли. Так, восстанавливаются продажи Boeing 737 MAX. Недавно Boeing получил заказ на 200 этих самолетов от компании United Airlines. А всего с начала года американская компания поставила 165 самолетов всех типов, всего на один самолет меньше, чем за весь 2020 год.

«Если говорить о России, то за 20202021 годы новых крупных контрактов на гражданские самолеты подписано не было. Но реализуется масштабный проект по поставке 59 самолетов Sukhoi Superjet 100 для российских авиакомпаний. И эти самолеты сходу “идут в бой”, то есть встают в расписание, активно эксплуатируются, — говорит исполнительный директор агентства “АвиаПорт” Олег Пантелеев. — Мы также ожидаем, что развитие программ создания новых самолетов, таких как МС-21, Ил-114-300, будет уже в ближайшее время сопровождаться появлением новых контрактов на них».

В крупнейшей российской компании — лизингодателе авиационной техники, ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания), «Эксперту» заявили, что с оптимизмом смотрят на перспективы отечественного рынка гражданского авиастроения. Сегодня портфель заказов ГТЛК на гражданские самолеты по текущим программам лизинга с государственным софинансированием составляет три воздушных судна Ил-114-300. «Мы также хотели бы заниматься лизингом МС-21 и с интересом смотрим на этот самолет. Ожидаем роста портфеля заказов в рамках реализации проекта по развитию Единой дальневосточной авиакомпании», — отметили в ГТЛК.

В компании полагают, что в долгосрочной перспективе драйверами рынка могут стать планы крупнейших авиакомпаний существенно нарастить объемы пассажиропотока, создание Единой дальневосточной авиакомпании в 2022 году на базе «Авроры», а также государственная поддержка реализации новых отечественных моделей самолетов МС-21, Ил-114-300, ЛМС-901 «Байкал». «По оптимистичной оценке, до 2030 года российскому авиарынку может потребоваться более 650 самолетов. Основная часть этого спроса может быть обеспечена российской авиатехникой», — считают в ГТЛК.

Не исключено, что спрос на отечественные самолеты будет поддержан отказом от иностранных. Ранее РБК со ссылкой на источники сообщил, что авиакомпания «Победа» отказалась от закупки 20 самолетов Boeing 737 MAX, который пока не получил повторную сертификацию в России, отозванную после двух крушений этого самолета в 2019 году. Нынешний глава Минтранса Виталий Савельев, который в то время возглавлял группу «Аэрофлот» (в нее входит «Победа»), еще тогда говорил, что авиакомпания может отказаться от покупки: «У нас поставки у “Победы” не раньше ноября 2019 года. К тому времени или Boeing решит проблему с безопасностью 737 MAX, или мы будем заказывать другую машину». Несмотря на то что еще в ноябре прошлого года Федеральное авиационное управление (ФАУ) США выдало разрешение на возобновление эксплуатации этих самолетов, Росавиация свое «добро» на их использование пока так и не дала, ссылаясь на коронавирусные ограничения.

«Отечественные авиакомпании в период кризиса были вынуждены отказаться от поставок десятков новых самолетов иностранного производства. Кроме того, по части лизинговых контрактов подходят сроки возврата воздушных судов, — говорит Олег Пантелеев. — Есть вероятность, что восстановительный рост на рынке авиаперевозок удастся обеспечить в том числе за счет поставок новых гражданских самолетов отечественного производства. Это лишь гипотеза, которую предстоит подтвердить нашим авиастроителям. Но масштабные меры господдержки поставок гражданской техники позволят отрасли воспользоваться этим окном возможностей».

Отчасти тенденцию на увеличение в покупках доли отечественной техники подтверждают данные ГЛТЛ о том, что в 2020 году в парки авиакомпаний поступило 59 российских и 50 иностранных самолетов. А в первом квартале этого года — 20 отечественных против 16 зарубежного производства.

Самый продаваемый гражданский самолет российского производства — Sukhoi Superjet 100. Как заявил в ходе встречи с Владимиром Путиным на прошлой неделе глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, сегодня в стране эксплуатируется 155 этих машин, а до конца года ОАК намерена поставить еще 30.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Однажды я проснулся в два раза богаче» «Однажды я проснулся в два раза богаче»

Михаил Шардин — о своем пути от спекуляций на срочном рынке к пассивному доходу

Эксперт
История NSO Group: как стартап по спасению жизней создал инструмент для слежки за бизнесменами, правозащитниками и СМИ История NSO Group: как стартап по спасению жизней создал инструмент для слежки за бизнесменами, правозащитниками и СМИ

«Это ужасно, но такова цена ведения подобного бизнеса»

TJ
«Разумный производитель компоненты не делает» «Разумный производитель компоненты не делает»

Какие вызовы стоят перед старейшим в России контрактным производителем иномарок

Эксперт
Объем вырубки тропических лесов Бразилии бьет рекорды Объем вырубки тропических лесов Бразилии бьет рекорды

Угрозой также является растущее число пожаров

National Geographic
Битва на полях микроэлектроники: с «Эльбрусом» наперевес Битва на полях микроэлектроники: с «Эльбрусом» наперевес

В мире российской микроэлектроники идут жаркие дебаты о путях ее развития

Эксперт
Джеки отправились в Узбекистан в ответ на рост температур в местах зимовки Джеки отправились в Узбекистан в ответ на рост температур в местах зимовки

Эта стратегия позволяет Джеки возвращаться к местам размножения в нужные сроки

N+1
Наполеон Орлёнок: прерванный полёт Наполеон Орлёнок: прерванный полёт

В 1811 году у Наполеона Бонапарта родился долгожданный наследник

Дилетант
Муж-миллионер и поцелуи с Ургантом: личная жизнь звезд сериала «Тайны следствия» Муж-миллионер и поцелуи с Ургантом: личная жизнь звезд сериала «Тайны следствия»

В личной жизни звезд сериала «Тайны следствия» кипят нешуточные страсти

Cosmopolitan
Ольгерд vs Дмитрий Ольгерд vs Дмитрий

«Собирателем» русских земель могло стать Литовское, а не Московское княжество

Дилетант
В Иерусалиме нашли роскошный банкетный зал времен Христа В Иерусалиме нашли роскошный банкетный зал времен Христа

2000 лет назад этот зал мог принимать высокопоставленных лиц и элиту

National Geographic
Пот, кровь, слёзы и крест Пот, кровь, слёзы и крест

В конце XI века десятки тысяч людей отправились освобождать Иерусалим

Дилетант
Как разрешить конфликт на работе, если вы не согласны с начальником Как разрешить конфликт на работе, если вы не согласны с начальником

Как разбираться с трудовыми конфликтами?

Psychologies
«Общество не готово принимать особенных людей». Как устроено инклюзивное образование «Общество не готово принимать особенных людей». Как устроено инклюзивное образование

С какими реальными проблемами сталкиваются инклюзивные школы?

СНОБ
10 способов комфортно переносить жару 10 способов комфортно переносить жару

Десять научно-подтвержденных способов избежать перегрева

РБК
Три случая, когда природные явления остановили военные сражения Три случая, когда природные явления остановили военные сражения

Как метеорит, затмение и пчелы отвлекли людей от захватывающего кровопролития

Maxim
5 сюрпризов самого большого «Кадиллака» 5 сюрпризов самого большого «Кадиллака»

Новый Escalade пришел, чтобы править

Maxim
Политики, карьера которых закончилась следствием и судом Политики, карьера которых закончилась следствием и судом

Большая политика – это всегда игра с большими ставками

GQ
В поисках ядерного буксира В поисках ядерного буксира

Почему ядерные корабли до сих пор не появились?

Популярная механика
Игорь Черневич: Игорь Черневич:

Интервью со звездой сериала «Обитель» Игорем Черневичем

Караван историй
Как сделать свою жизнь экологичнее почти без усилий Как сделать свою жизнь экологичнее почти без усилий

Несколько простых шагов для тех, кто только начинает заботиться об экологии

GQ
Почему сиквел «Космического джема» получился бессмысленным и нелогичным Почему сиквел «Космического джема» получился бессмысленным и нелогичным

Главным злодеем «Космического джема 2» стала нейросеть

GQ
Коллекция машин Стивена Тайлера заставит вас визжать от восторга Коллекция машин Стивена Тайлера заставит вас визжать от восторга

Вы не захотите упустить ни малейшей детали об автомобилях солиста Aerosmith

GQ
Пищухи поели ячьего помета и снизили уровень метаболизма ради выживания в зимнем Тибете Пищухи поели ячьего помета и снизили уровень метаболизма ради выживания в зимнем Тибете

При этом они не делают запасов корма и не впадают в спячку

N+1
«Не надо выбирать между земным и небесным» «Не надо выбирать между земным и небесным»

Интервью с мастером цигуна Владимиром Сидоровым

National Geographic
Аномальная жара-2021: как «тепловые купола» привели к рекордным температурам и связано ли это с глобальным потеплением Аномальная жара-2021: как «тепловые купола» привели к рекордным температурам и связано ли это с глобальным потеплением

Убийственная жара может стать обычным явлением во всем мире

TJ
10 кг за месяц, но какой ценой! Что такое ХГЧ-диета и надо ли на ней худеть 10 кг за месяц, но какой ценой! Что такое ХГЧ-диета и надо ли на ней худеть

ХГЧ-диета действительно помогает быстро сбросить вес, но стоит ли оно того?

Cosmopolitan
Тайные возлюбленные и служебные романы: личная жизнь звезд фильма «Лед» Тайные возлюбленные и служебные романы: личная жизнь звезд фильма «Лед»

Личная жизнь звезд фильма «Лед»

Cosmopolitan
Товары массового спроса: как компания по продаже игрушек для взрослых преодолела стеснительность инвесторов Товары массового спроса: как компания по продаже игрушек для взрослых преодолела стеснительность инвесторов

Эва Гойкочеа хочет чтобы секс-игрушки стали распространенным явлением в спальнях

Forbes
Я тебе робот! Героини-киборги, которые слишком уж похожи на людей Я тебе робот! Героини-киборги, которые слишком уж похожи на людей

Женщины захватят мир, но если помогут женщины-киборги, мы сделаем это быстрее

Cosmopolitan
Новое устройство быстро останавливает кровотечение при колотых ранах Новое устройство быстро останавливает кровотечение при колотых ранах

Устройство, которое может спасти жизнь человеку, получившему колотую рану

National Geographic
Открыть в приложении