Новая эклектика, 480 м2
Архитектурная студия DZM, при активном участии выдающихся российских художников и мастеров, создали уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге. Проект назвали философично — «Времена года»
В названии заложены глубокие смыслы: оно и о временах года, и о «временах» жизни, и об исторической, культурной памяти человечества. За сплошным остеклением двусветного пространства вслед за сезонами меняется сад, напоминая о ценности каждого мгновения, а интерьер впечатляет масштабностью подхода, уникальными решениями, красотой каждого элемента. Закрытый с улицы стенами дома «райский сад» напоминает нам о висячих садах Семирамиды. Остекление с особым напылением усиливает солнечный свет. Эта сильная архитектурная идея актуальна для Санкт-Петербурга с его бесчисленными дворами-колодцами.
Работы над этим грандиозным проектом шли более трех лет. Отвечая на вопрос о том, как же удалось реализовать столь уникальный многосложный и многодельный объект, архитектор Дмитрий Мудрогеленко цитирует Чарльза Камерона: «Искусствам естественно стремиться к своим ценителям и друзьям». Между архитектором и хозяевами-супругами сложилось редкое взаимопонимание. Дмитрий особенно отмечает роль заказчиков, которые и вдохновили на творчество, и приняли деятельное участие в проекте на всех его этапах.
Яркий индивидуальный стиль интерьера архитектор называет «новая эклектика». Вот что он рассказывает о том, как появилась эта стилистика: «Перед нами встал вопрос о новаторстве и историзме в интерьере. Здесь важным фактом является то, что мы называем новой эклектикой: гармоничное соединение исторических стилей и модернизма. Мы учитывали тот факт, что современные люди воспринимают модернисткую, с элементами хай-тек архитектуру и дизайн на уровне одного ретроспективного горизонта со стилями историческими (до 1914 года). То есть для нас модернизм — архитектура в духе Мис ван дер Роэ или, допустим, иконы своего времени «Черного квадрата» Малевича, созданные сто лет назад, — никакой уже не манифест, не вызов, не открытие (которыми они являлись в момент своего появления и потом еще долго), а также уже классика. На интерьер, как и на весь современный дизайн, мы посмотрели именно с этого ракурса. На объекте трудилось много молодых мастеров: они тоже так чувствуют». Эклектика — сложный жанр, которому нужна основа, «твердая почва». Создать гармонию авторам помогла формула «дизайн как продолжение архитектуры». Это один из главных принципов работы архитектурной студии. «Раньше архитекторы решали сначала фасад дома, — объясняет Дмитрий. — Архитектор был прежде всего рисовальщиком. Планировка помещений внутри дома носила вторичный характер. Таковы старинные здания Санкт-Петербурга. Модернизм же провозглашает отправной точкой свободную планировку и крупный внутренний объем. Также и в нашем проекте «Времена года». Мы в современные пространства привнесли античные декоративные элементы — чтобы сделать их выразительными, индивидуальными, немного романтичными и неповторимыми — соответствующими