Окно в Париж
Следовать принципу «если жизнь дает лимоны – делай из них лимонад» удается далеко не всем. У Камиля Писсарро, которого проблемы со здоровьем лишили возможности работать на пленэре, это получилось – он стал художником города
Камиль Писсарро, как и многие его друзья-импрессионисты, большое значение придавал работе на пленэре. Где, как не на природе, можно уловить то самое впечатление от пейзажа, l’impression, лежавшее в основе их подхода? Художник увлеченно писал с натуры окрестности городков, где ему доводилось жить, сад возле его дома в деревне Эраньи-сюр-Уаз, туманы в предместье Лондона, где он пережидал франко-прусскую войну… Однако с годами у Писсарро развилась хроническая глазная болезнь – дакриоцистит, воспаление слезного мешка. Надежного хирургического лечения в те времена не было, и врачи рекомендовали художнику тщательно беречь глаза от ветра и пыли. Это означало, что, если он хочет сохранить зрение, работать на пленэре Писсарро можно только в теплые, безветренные дни.
Писать виды из окна мастерской в Эраньи художнику вскоре наскучило. Тогда Писсарро переключился на городские пейзажи. Он выезжал в Руан, Гавр, Дьепп и Париж, селился в отелях и, укрывшись от пыли за стеклами больших окон, писал с натуры улицы и площади. В декабре 1897 года пожилой художник сообщал сыну Люсьену: «…Я нашел номер в «Гранд-Отель дю Лувр» с великолепным видом на Оперный проезд и угол площади Пале-Рояль! Он весьма прекрасен для работы! Возможно, в этом нет особого эстетизма, но я рад, что могу попытаться написать эти парижские улицы, которые люди обычно называют уродливыми, но которые такие серебристые, такие светлые, такие живые».
Зимой-весной 1897-1898 годов Писсарро, нередко работавший над несколькими холстами одновременно, написал 11 видов из окна номера «Отель дю Лувр». Взгляд с высокой точки обеспечивал эффектные ракурсы улиц и площади в разную погоду. В наши дни этот номер, 104, на втором этаже, носит имя Писсарро. Серия парижских пейзажей, созданная там, стала визитной карточкой художника.