Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России
В нашей стране активно развивается женское предпринимательство. По оценкам Минэкономразвития РФ, более 6 млн женщин (это 44% от общего числа российских предпринимателей и самозанятых) ведут свой бизнес. Развивать собственное дело им в том числе помогает государство. Разобрались, какую поддержку можно получить, и почему в современном мире между семьей и карьерой вовсе не обязательно выбирать что-то одно.
По данным аналитического проекта Tinkoff Data, на которые ссылается РБК, за последние 3 года россиянок в бизнесе стало больше на 9%. Тренд наиболее заметен в сфере онлайн-торговли. С 45% до 52% выросла доля владелиц интернет-магазинов, с 40% до 54% — женщин-селлеров на маркетплейсах. Больше всего представительниц прекрасного пола (58% от общего числа продавцов) — на Wildberries. При этом темпы роста оборотов в бизнесе у мужчин составляют 25%, а продаж на маркетплейсах — 84%, в то время как у женщин 17% и 61% соответственно.
Сильные и независимые
Опыт основательницы Wildberries Татьяны Ким (Бакальчук) показывает, что успешный бизнес можно начать, даже будучи в декрете. Молодая мама решила найти дополнительный заработок, так как денег на жизнь не хватало. Как рассказала предпринимательница в интервью фонду «Росконгресс», она всегда неуютно чувствовала себя в универмагах при общении с продавцами, ей хотелось сделать шопинг более комфортным. Так, самая обычная бытовая проблема вдохновила Татьяну на создание онлайн-платформы для покупок Wildberries, которая сегодня стала одним из самых популярных российских маркетплейсов, а также генеральным партнером госпрограммы, направленной на поддержку женщин в бизнесе.
Первое время начинающая предпринимательница сама оформляла заказы, принимала товары и организовывала доставку. В качестве склада она использовала съемную квартиру, в которой жила семья. «Но, конечно, Wildberries бы не появилась, если бы у меня не было ребенка, — поделилась она в диалоге с фондом, — Не только мой, но и чужой опыт говорит: если у женщины есть предпринимательская жилка, чаще всего она реализуется в декрете. Мозг освобождается от привычной профессиональной деятельности, и женщина решается на что-то новое».
Федеральная программа «Мама-предприниматель», которую поддерживает Wildberries, создана в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Ее цель — помочь женщинам с детьми и в декрете сделать первые шаги в бизнесе, ведь несмотря постепенное решение проблемы гендерных стереотипов на рынке труда, часть работодателей по-прежнемупредвзято относятся к социальному статусу женщин.
Замминистра экономического развития России Татьяна Илюшникова уверена: у женского предпринимательства огромный потенциал, который важен для развития отечественной экономики. По ее словам, государство сейчас старается вовлечь в предпринимательскую деятельность как можно больше женщин, а также помочь им преодолеть главные барьеры на старте (речь идет в том числе об отсутствии профильных знаний, стартового капитала и моральной поддержки).