Рынок коммерческих автомобилей в России после набора скорости сбавляет обороты

ЭкспертАвто

Коммерческие автомобили ползут вниз

Рынок коммерческих автомобилей в России после набора скорости сбавляет обороты, опять показывая отрицательную динамику продаж. Участники рынка ищут пути удержать свои позиции, предлагая, в частности, новые модификации автомобилей на газовом топливе, которые сейчас особенно перспективны для коммерческого использования. 

Предоставлено компанией Volvo Trucks

После нескольких лет поступательного роста и надежд на восстановление после падения 2014 года российский рынок коммерческих автомобилей вновь пополз вниз, причем как в легком, так и в тяжелом весе. Согласно данным аналитической компании «Автостат», спрос на грузовые автомобили за первые семь месяцев текущего года снизился на 4,6%, до 42,2 тыс. единиц. Отрицательную динамику демонстрируют и продажи легких коммерческих автомобилей (LCV), реализация которых сократилась на 5,5%, до 59,5 тыс. единиц.

На рынке повеяло ужасом 2013–2015 годов, которые продавцы и производители грузовых автомобилей вспоминают как страшный сон: тогда за три года продажи в России рухнули в два с половиной раза — со 129 тыс. в 2012 году до 51 тыс. в 2015-м. Рынок потихоньку начал выезжать из этой ямы с весны 2016-го, по итогам того года он подрос на 4%, до 53,3 тыс. В 2017-м продажи неожиданно взлетели на 50%, до 80,1 тыс. единиц; в 2018-м рост опять был скромным, но все же было продано 82,3 тыс. автомобилей, на 2,7% больше (см. график).

Российские марки держат строй

На рынке продолжают доминировать российские производители. В сегменте грузовиков КамАЗ и ГАЗ сейчас контролируют 46% всех продаж, в сфере LСV российские ГАЗ, УАЗ и АвтоВАЗ держат весомые 71% рынка. При этом на сжимающемся рынке КамАЗ, например, все же продолжает увеличивать продажи: за семь месяцев текущего года они выросли на 7,7% до 14,9 тыс. А продажи лидирующего в LCV ГАЗа, напротив, упали на 5,2% до 26,6 тыс. Но все же иностранные бренды сейчас сильнее теряют позиции в России: в секторе грузовиков из первой десятки ведущих компаний отрицательную динамику продаж демонстрируют восемь компаний. В частности, на 27% рухнула реализация грузовиков DAF, на 16% — Volvo на 14% — Mercedes-Benz, на 12% — Scania (см. таблицу 1). В сегменте LCV иномаркам тоже приходится не сладко: особенно сильно с начала года упали продажи Mercedes-Benz (−60%), Fiat (−27,5%), Citroën (−5,3%; см. таблицу 2).

Российские коммерческие автомобили стоят дешевле, а бизнес, связанный с использованием коммерческой техники в РФ, сейчас замедляется — так объясняют участники рынка его нынешнюю динамику. «Коммерческий транспорт иностранного производства постепенно становится роскошью для российских потребителей в связи с низким курсом рубля. Всё больше перевозчиков рассматривают приобретение транспортных средств отечественных производителей, так как их стоимость значительно ниже, а фактор цены стоит на первом месте. Из-за спада покупательской способности уменьшаются объемы перевозок. Только их увеличение может обеспечить жизнеспособность рынка», — объясняет Дмитрий Макаревич, руководитель технической службы Itella в России. «Стоимость российских транспортных средств значительно ниже иностранных, — соглашается с ним Дмитрий Иевлев, генеральный директор компании “Авто-ПЭК”. — Компании, которые остро нуждались в обновлении автопарка, сделали выбор в пользу более доступных отечественных моделей. А те, у кого потребность в новых автомобилях пока не до конца сформирована, отложили покупку до более благоприятного периода. Не стоит также забывать о государственных программах субсидирования лизинга, в рамках которых существуют лимиты по стоимости спецтехники, что в конечном счете сужает выбор до отечественных автомобилей». «В 2019 году пик покупательской активности пришелся на апрель. На фоне такого активного всплеска закупок небольшое замедление выглядит вполне ожидаемым и логичным», — считает Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic.

Нажать на газ

Тем не менее участники рынка надеются, что спрос и продажи в ближайшее время начнут расти. В этом отношении показательна открывающаяся на этой неделе в столичном «Крокус экспо» самая крупная российская выставка коммерческих автомобилей Comtrans-2019, участники которой демонстрируют повышенную активность: площадь экспозиции выставки в этом году увеличилась на 10% и составит более 44 тыс. кв. м, а всего в выставке примут участие 230 компаний из 28 стран мира.

Участники выставки объявили, что они постараются представить в России наиболее адаптированные к российским условиям модели. В частности, заметный тренд в области коммерческого транспорта, который серьезно поддерживают власти, — использование машин на газе. Так, недавно в России была принята новая государственная программа поддержки, которая разработана Минэнерго при участии Минпромторга и Минтранса. Она рассчитана на шесть лет и предполагает выделение из бюджета внушительных 174,7 млрд рублей на субсидии нефтегазовым компаниям, производителям автомобилей, региональным властям (прежде всего на закупку общественного транспорта). Согласно программе, нефтяным и газовым компаниям, которые будут строить новые газовые заправки, предполагается компенсировать от 25 до 40% расходов на эти цели. Кроме того, в программе отдельной строкой указаны расходы на «пропаганду расширения использования природного газа в качестве моторного топлива» — это миллиард рублей. В результате реализации программы Минэнерго ждет роста рынка сбыта газа на транспорте внутри страны в пять раз, до 3,8 млрд кубометров в год к 2024 году. К этому сроку предусмотрено строительство 1400 газовых заправок. А к 2030 году ведомство прогнозирует рост потребления газа на транспорте до 10,7 млрд кубометров в год, при этом рост официального автопарка, который сможет использовать газ, достигнет 700 тыс. единиц. Закрепиться в сегменте коммерческих автомобилей на газе сейчас пытаются большинство автопроизводителей. Так, компания Iveco объявила, что представит на выставке целую серию таких автомобилей, среди которых будут тягачи Stralis NP в версии на компримированном газе (КПГ) и новой модификации на сжиженном газе (СПГ), Daily Blue Power и мусоровоз Eurocargo на КПГ.

Свои газовые модификации на выставке представит и белорусский МАЗ. Японская Isuzu продемонстрирует на Comtrans-2019 свою новую малотоннажную модель Isuzu ELF 7.5 (NPR82) CNG c двигателем, работающим на КПГ (метане), которую компания начинает выпускать на территории России. В данном случае на шасси установлен новый двигатель Isuzu 4HV1 рабочим объемом 4,6 л, мощностью 130 л. с., при этом новинка оснащена двумя топливными баками суммарным объемом 300 л, что позволяет при полной заправке автомобиля иметь расчетный запас хода около 350 км. «Газомоторная техника — один из наиболее перспективных и быстрорастущих сегментов рынка коммерческой техники в России. Автомобили на газовом топливе обладают преимуществами с точки зрения и экономической эффективности, и экологии. Мы приветствуем меры, которые российские власти принимают в области развития соответствующей инфраструктуры, и рады уже сегодня предложить нашим клиентам возможность приобрести одно из самых популярных шасси на рынке с двигателем, работающим на метане», — заявил в канун выставки генеральный директор Isuzu RUS Фабрис Горлье.

Электрическое будущее

Впрочем, много новинок на грядущей выставке будет связано и с традиционными двигателями. Например, японский производитель Hino уверен, что в России сохранится спрос на тяжелые виды коммерческой техники. Главной новинкой выставки для компании станет серия Hino 500 FM, которую в России представляет 26-тонный грузовик 6×4 с высокой кабиной. Новинка получила более мощный, девятилитровый двигатель (350 л. с.). новую коробку переключения передач японского производства, принудительную блокировку межколесного и межосевого дифференциалов, а также оптимальные варианты колесной базы для разного типа надстроек. Представители компании заявляют, что модель Hino 500 FM ориентирована на строительный и ремонтный сектора, логистические и транспортные компании, агропромышленные комплексы.

Однако, пожалуй, главная интрига Comtrans-2019 в том, привезут ли производители грузовиков в Россию свои модели, работающие на электричестве, которые в разных странах уже активно испытываются и даже запускаются в эксплуатацию. Так, в канун выставки о начале эксплуатационных испытаний электрических грузовиков в Германии заявила компания Daimler. Пока 25-тонный грузовик Mercedes-Benz eActros с дальностью пробега до 200 км в день курсирует между подразделением завода MercedesBenz Gaggenau в Раштатте и складом логистического оператора Logistik Schmitt в Отигхайме, расположенными в семи километрах друг от друга. Как сообщают представители компании, ежедневный пробег новой машины составляет около 168 км, она осуществляет перевозки 12 часов в сутки. Впрочем, появление электрического eActros на выставке под большим вопросом, поставлять эту модель в Россию пока не планируется.

Представители же MAN рассказали «Эксперту», что намерены представить на Comtrans-2019 одну из своих электрических моделей, опыт применения которой уже есть в европейских странах. Более подробная информация пока не раскрывается, генеральный директор «МАН Трак энд Бас РУС» Питер Андерссон намерен на выставке лично сорвать покрывало с этой модели и рассказать все подробности возможных поставок, в том числе на российский рынок, тяжелых электрических автомобилей, которые, как и в сегменте легковых, в будущем могут трансформировать всю традиционную автомобильную промышленность в области коммерческого транспорта.

Рейтинг иностранных грузовиков

По данным аналитического агентства «Автостат», объем рынка новых грузовых автомобилей в РФ за семь месяцев 2019 года составил 42,3 тыс. единиц. 42% продаваемых в России грузовиков в текущем году — иномарки, подсчитали в «Автостате». Самым популярным иностранным грузовиком на российском рынке остается Volvo FH, продажи которого за семь месяцев 2019 года составили 2,19 тыс. единиц. На втором месте в этом рейтинге располагается модель Mercedes-Benz Actros (1732 штуки; далее в скобках — количество грузовиков других производителей, проданных за тот же период), на третьем — MAN TGX (1288). Замыкают пятерку лидеров DAF XF (1176) и MAN TGS (1101). Кроме перечисленных моделей в десятку лучших попали Scania G (1092), Volvo FM (1016), Scania P (946), Scania R (707) и Hyundai HD78 (613).

Total ANAC: определить износ по анализу масла

Компания Total реализует в России фирменную программу мониторинга смазочных материалов ANAC (Analysis Compared, «Сравнительные анализы»), запущенную в разных странах еще в 1967 году. Ее участники могут отправить пробу масла Total из двигателя или другого агрегата в фирменную лабораторию компании. Анализ пробы на высокотехнологичном оборудовании позволит выявить изменения свойств масла и состояние содержащегося в нем пакета присадок, обнаружить наличие сторонних загрязнений, а также состав возможных продуктов износа. Таким образом, лабораторные исследования позволят сделать выводы о текущем состоянии, степени изношенности и остаточном ресурсе узлов и агрегатов, где используются смазочные материалы Total, и предотвратить их поломки.

В Geely заговорила Алиса

Компания Geely начала продажи в России кроссовера Geely Atlas 1,8T с обновленным мультимедийным головным устройством, в которое предустановлена система «Яндекс. Авто». Теперь в этих машинах можно строить маршруты и искать заправки в «Яндекс. Навигаторе», слушать «Яндекс. Музыку», а также управлять сервисами с помощью голосового помощника Алиса. В обновленной системе также появилось много полезных приложений, в числе которых «Камера 360» — устройство кругового обзора, позволяющее переключаться как на общий вид, так и на каждую камеру отдельно, заметно упрощая тем самым процесс парковки. В планах китайского автопроизводителя — в течение ближайших трех лет комплектовать системой «Яндекс. Авто» до 80% автомобилей Geely в России.

Корейцы присматриваются к заводу GM

Простаивающим с середины 2015 года заводом General Motors в Санкт-Петербурге активно интересуется компания Hyundai. О том, что идут переговоры о покупке этого предприятия, сообщил ТАСС, ссылаясь на заявление вицегубернатора Евгения Елина. Внимание корейцев к этому активу закономерно: сегодня Hyundai становится тесно в имеющихся производственных мощностях под Санкт-Петербургом, тогда как площадка в Шушарах имеет мощность около ста тысяч автомобилей в год и большой потенциал для развития. Завод GM в Шушарах под Санкт-Петербургом был открыт в ноябре 2008 года, первоначально закладывалась мощность производства 25 тыс. автомобилей в год, но в ходе строительства ее довели до 60 тыс. единиц.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ископаемая устойчивость Ископаемая устойчивость

Доля возобновляемых источников энергии растет в российском энергобалансе

РБК
Бить или не бить Бить или не бить

Татуировки – как выбирать рисунок, у кого его сделать и как от него избавиться

GQ
Осознанный выбор Осознанный выбор

Что значит быть экологичными, насколько нам это удается и для чего это нужно

Psychologies
Люди чувствуют себя счастливее после 30, показало новое исследование Люди чувствуют себя счастливее после 30, показало новое исследование

Оправдана ли идеализация молодости?

Inc.
Отчаянные безбилетники: как мигранты прячутся в отсеках шасси и почему это смертельно опасно Отчаянные безбилетники: как мигранты прячутся в отсеках шасси и почему это смертельно опасно

Как мигранты пытались добраться до стран первого мира в колесных нишах самолётов

TJ
Марсоход Perseverance извлек кислород из атмосферы Красной планеты Марсоход Perseverance извлек кислород из атмосферы Красной планеты

Шестиколесный робот-марсоход Perseverance извлек из атмосферы Марса кислород

Forbes
Рожденная свободной Рожденная свободной

Оперная певица Аида Гарифуллина  — это уже бренд

OK!
«Ты наступил мне на ботинок»: что и почему носит Чедвик Боузман и другие в фильме «Ма Рейни: Мать блюза» «Ты наступил мне на ботинок»: что и почему носит Чедвик Боузман и другие в фильме «Ма Рейни: Мать блюза»

Как в фильме «Ма Рейни: Мать блюза» костюмы отражают характеры героев

Esquire
Лебединое озеро Лебединое озеро

Самым теплым морем в этом году оказалось озеро Байкал — и самым светским

Tatler
«Гнев человеческий» Гая Ричи: Голливуд времен старой этики «Гнев человеческий» Гая Ричи: Голливуд времен старой этики

Гай Ричи возвращает нас в Голливуд семидесятых-восьмидесятых годов

Эксперт
Голая правда Голая правда

Как похудеть к лету и срочно подкачаться к сезону футболок и поло?

Men’s Health
Дом вашей мечты Дом вашей мечты

Дизайнеры интерьеров отвечают на самые актуальные вопросы о доме и ремонте

Домашний Очаг
В Чили обнаружен новый вид титанозавра В Чили обнаружен новый вид титанозавра

Чилийские палеонтологи обнаружили огромного титанозавра

National Geographic
Глубокая заморозка Глубокая заморозка

Процедура сохранения фертильности все больше заботит умы 30-летних

Grazia
Он долго решался / не решался признаться ей в любви Он долго решался / не решался признаться ей в любви

Буквы одинаковые — значения противоположные

Наука
Полицейское насилие получило тройное осуждение Полицейское насилие получило тройное осуждение

В США суд присяжных признал виновным экс-полицейского Дерека Шовина

РБК
Взлететь с пятачка: авиация Взлететь с пятачка: авиация

Как создавался самолет, не нуждающийся в длинной ВПП

Популярная механика
Предохранительная грамота Предохранительная грамота

Мифы и правда об оральных контрацептивах — разбираемся вместе с врачами

Glamour
Накормить малоежку: чем грозит недоедание Накормить малоежку: чем грозит недоедание

Что включить в меню ребёнка и что нельзя делать, если ребёнок мало ест

9 месяцев
Зоологи объяснили маленькость зайцев и пищух Зоологи объяснили маленькость зайцев и пищух

Зоологи: зайцы имеют маленький размер из-за конкуренции с копытными

N+1
Тату, селебрити и андерграунд: трушное интервью Playboy с фотографом Катей Котовой Тату, селебрити и андерграунд: трушное интервью Playboy с фотографом Катей Котовой

Если визуал, то исключительно с концептом

Playboy
15 городов, исчезнувших с лица земли 15 городов, исчезнувших с лица земли

От этих городов не осталось ничего, но ты все равно захочешь их посетить

Maxim
Обзор TWS-гарнитуры Huawei FreeBuds 4i: четверка с плюсом Обзор TWS-гарнитуры Huawei FreeBuds 4i: четверка с плюсом

Наушники от Huawei показали образцовую автономность и отличное качество звучания

CHIP
«О героях помнят, но землю наследуют выжившие» «О героях помнят, но землю наследуют выжившие»

Екатерина Шульман о «Властелине колец» Толкина и Джексона

Weekend
Прыжок к свободе Прыжок к свободе

Как уехать к морю и найти себя

Vogue
Взбитые сливки Взбитые сливки

Хозяйка этого дома обожает интерьеры французских дворцов

AD
Закладка для псалмов, которую оценили только через 12 лет после создания: история стикеров Post-it Закладка для псалмов, которую оценили только через 12 лет после создания: история стикеров Post-it

Каждый великий новый продукт по крайней мере трижды убивается руководством

VC.RU
Почему важно не только учиться, но и разучиваться Почему важно не только учиться, но и разучиваться

Способность избавляться от полученных знаний — это тоже суперсила

Reminder
Дмитрий Глуховский: Лучше всего мне удается болтать, хуже — писать, а больше мне не удается вообще ничего Дмитрий Глуховский: Лучше всего мне удается болтать, хуже — писать, а больше мне не удается вообще ничего

Дмитрий Глуховский смело экспериментирует с новыми форматами

СНОБ
Не хочу и не буду: почему отказаться от готовки — правильное решение Не хочу и не буду: почему отказаться от готовки — правильное решение

Почему ошибаются мужчины, утверждающие, что женщина обязана уметь готовить

Cosmopolitan
Открыть в приложении