Философия зрения начинается там, где мы перестаем доверять видимому

Знание – силаКультура

Философия зрения: вчера, сегодня, завтра

Александр Марков, Оксана Штайн

Афина, мастерящая зеркала

В популярных изложениях философии часто говорят о привилегии зрения в сравнении с четырьмя другими чувствами в западной философии, вспоминая и платоновское слово «идея», и нашу бытовую «очевидность», и необходимость «присматриваться» и «вглядываться», «узреть феномены». При более внимательном размышлении оказывается, что с привилегиями здесь не так просто: преимущество отводится не самому зрению, а зримому. Это феномен явился нам во всем блеске, это он ярок, ясен, величествен. Он как присутствие непостижимого в самом небывалом, гладком блеске поразил не только наше зрение, а нас всецело. Он хочет явить нам себя и на вкус, и на ощупь, – но его легкость, мыслимость, туманность, способность присутствовать в мысли не дается другим чувствам. Он влюбляет в себя – и дальше легкая и нежная мысль о феномене мыслит себя как зрящая и зримая.

Если мы обратимся к живописным аллегориям пяти чувств эпохи барокко, мы увидим, что зрение – вовсе не юное, не бойкое и не проницательное чувство. Слух играет на флейте или звонит в колокольчик, вкус пробует вино, – все это непосредственное приобщение вещам. Это прикосновение, поцелуй, проба наслаждения. А вот зрение всегда нуждается в приборе: очках, зеркале или телескопе. Оно опытное – это нахмурившийся старик или задумчивая старуха, или же, напротив, неопытный младенец, готовый смотреть на все широко открытыми глазами, пораженный многообразием вещей. Поэтому философия зрения начинается там, где мы задумываемся о начале своего опыта, где мы перестаем доверять видимому и размышляем о невидимом. Где мы начинаем анализировать, как устроена влюбленность, там мы начинаем лучше понимать устройство зрения как способности схватывать вещи и рассуждать о них.

Пять чувств. Художник Себастьян Штоскопф. 1633 год

Античная мысль представляет красоту как самовидимость, как некоторую выведенность в видимое свойств, которые можно было бы буквально «ощутить» и которые слово делает пластически ощутимыми, как будто доступными на ощупь. Достаточно одной цитаты из «Одиссеи» (VI, 235), когда Афина, учительница всякого ремесла, делает Одиссея прекрасным на вид: «ὣς ἄρα τῷ κατέχευε χάριν κεφαλῇ τε καὶ ὤμοις» – «именно так [как лучшие вдохновленные ею мастера] она ему излила прелесть на голову и плечи». Слово χάρις, Харита, может переводиться как «живая прелесть», а может как «харизма, обаяние», как «благодать», особая привлекательная и меняющая мир одаренность. «Пролитие» не обязательно надо понимать как свойство жидкости – мы ведь говорим, как в нас «вливается» вдохновение, – просто блеск действительно открыт не только зрению, но и другим чувствам. Мастер должен уже на ощупь чувствовать, и что изделие получается гладким, и что оно получается совершенным.

Заметим, что Афина подражает мастерам, которых сама учит, которых наставляет во всех премудрых искусствах. Она как бы обучается у своих учеников, обретает себя в зеркале своего же ремесла, требующего доводить все дела и вещи до совершенства. Послушные ученики становятся мастерами, мастерят вдохновенно прекрасные изделия, и уже Афина, увлеченная этой красотой, делает прекрасным самого Одиссея.

Так была открыта автокоммуникативность зрения: мы не просто видим что-то привлекательное и бросающееся в глаза. Мы видим мастерство, мастерское устройство вещей и, подражая им, открываем их красоту. Так Афина, подражая своим же ученицам, дарит прелесть-благодать Одиссею, чтобы ее служитель был прекрасен, достоин присутствовать среди богов и среди племени феаков. Феаки – кораблестроители, наученные лучшей мудрости, мудрости навигации, и здесь уже дело красоты, дело Афины покоряет весь мир, создает движение кораблей по открытому морю. Так у Гомера начинается дело зрения по захвату видимого мира, когда мир весь открыт, весь влюбляет в себя, но покорение пространства уже началось. Нужно только задуматься о справедливости, о ее законах, обуздывающих страсть покорения; и как только начинается это размышление, начинается и философия.

В хрустале дерзновения

Мишель Фуко в лекциях «Речь и истина»1 говорит, что в античной мысли осмыслялись не столько ложь и истина, сколько «филаутия», себялюбие, иллюзорное мнение о себе, и «парресия», дружеская дерзость, дерзновение, умение сказать другу все напрямую. Себялюбие – это лесть самому себе, которая находит и льстецов среди окружающих: даже если другой говорит нам что-то честно, то, будучи себялюбивы, мы превратим это честное и правдивое высказывание в ложь и лесть. Это своеобразный механизм «постправды» (post-truth): сами по себе отдельные высказывания могут быть правдивы, но если человек смотрит на себя иллюзорно, льстит себе, выстраивает свой ложный образ внутри себя, то даже формальная правда превращается в ложь.

1Фуко, М. Речь и истина: лекции о парресии./ пер. Д. Кралечкин, ред. М. Маяцкий. М.: Дело, 2020. 384 с.

Тогда как дерзновение – это соответствие слов и дел. Дерзновенный человек – это тот, кому доверяют, который совершает подвиги честности и поэтому может напрямую обратиться к сколь угодно вышестоящему лицу. Вышестоящее лицо и опознает в нем друга, а не просителя, не себялюбивого льстеца. Здесь ситуация уже немного отличается от начальной, гомеровской: если у Гомера Афина была культурным героем и всех научила ремеслу, то Плутарх и другие герои книги Фуко имеют в виду актуальное законодательство античного полиса или Римской державы, где уже нет отношений мастера и подмастерья. Здесь есть другое – сама гражданская жизнь выступает как место, где надо показать себя, но не в смысле простого предъявления своих достоинств, а в смысле того, чтобы быть уличенным сколь угодно вышестоящим лицом (каким может выступать и вся гражданская община полиса), и уличенным по-дружески в качестве человека, который оказался честен прямо здесь и сейчас. Именно такое понимание дерзновения было воспринято и христианством как образ дополнительного заступничества (как бы юридической консультации) святых перед Престолом Суда, наделяющего полноправием (правомочностью) всех, за кого они заступаются.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чемоданное настроение Чемоданное настроение

Елена Подкаминская — сильно необычный путешественник из самых необычных

OK!
Диана Милютина о главной роли в «Чистых», Театре Ленсовета и работе в кино Диана Милютина о главной роли в «Чистых», Театре Ленсовета и работе в кино

Вся школа жизни, все драки со старшим братом, мне это тоже закалило характер

Коллекция. Караван историй
Вулканы, которых не было Вулканы, которых не было

Самые знаменитые выдуманные вулканы

Вокруг света
На маркетплейс за деньгами На маркетплейс за деньгами

Как кэптивные банки маркетплейсов стали игроками финансового рынка

Деньги
Не пытайтесь от него избавиться: 4 способа обратить синдром отличницы себе во благо Не пытайтесь от него избавиться: 4 способа обратить синдром отличницы себе во благо

С чем связан синдром отличницы? Какие у него последствия?

Psychologies
Сделаем секс снова великим Сделаем секс снова великим

Как приложить усилия к тому, чтобы разжечь пламя страсти в паре с новой силой?

Men Today
Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото

Купе-кроссовер Geely Tugella: что стоит знать о нем

РБК
«Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии» «Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии»

Что гобелен из Байё сообщает о завоевании Англии нормандцами

N+1
Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком» Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком»

У меня возникли сомнения: действительно ли мне доверяют, не ошиблись ли?

Коллекция. Караван историй
Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей

Какие риски для современного мира представляет GPT-контент?

Forbes
Игры торговых сетей Игры торговых сетей

Как ритейлеры зарабатывают на геймификации

Деньги
Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность

Могут ли селфи помочь принять себя?

Psychologies
Для чего просвещенный бельгийский монарх Леопольд II устроил апокалипсис в Африке Для чего просвещенный бельгийский монарх Леопольд II устроил апокалипсис в Африке

Как король бельгийцев завоёвывал Африку

Forbes
Фасадные работы: плюсы и минусы химического пилинга Фасадные работы: плюсы и минусы химического пилинга

Химический пилинг: врач рассказывает обо всех нюансах

ТехИнсайдер
Уже не игрушка Уже не игрушка

Как открыть творческий бизнес и продавать свои изделия

Лиза
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как палеонтология вдохновляла фантастов и ученых еще с XIX века

Наука и жизнь
Не надо паники! Не надо паники!

В чем причины панической атаки и как остановить мучительный приступ

Лиза
Темные звезды: почему токсичные сотрудники подрывают работу и как этому противостоять Темные звезды: почему токсичные сотрудники подрывают работу и как этому противостоять

Стоит ли закрывать глаза на агрессию, если человек приносит компании прибыль?

Forbes
Раздавили бы камни трилитона деревянные катки? Раздавили бы камни трилитона деревянные катки?

Насколько большое бревно нужно под вес камней трилитона Баальбека – 800 т.?

Наука и техника
Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания

Почему одинаковые ложные воспоминания могут возникать сразу у множества людей?

Psychologies
Улыбайтесь! Это раздражает Улыбайтесь! Это раздражает

Попросили стоматологов-ортопедов объяснить, как получить ослепительную улыбку

Собака.ru
Человек в темной комнате Человек в темной комнате

Как Леонардо Ди Каприо оказался последней голливудской звездой

Weekend
Петербург будущего Петербург будущего

Основатель бюро SLOI Валентин Коган — самый успешный молодой архитектор Питера

Собака.ru
Движение вверх Движение вверх

8 необычных вариантов оформления потолка в квартире

Лиза
Хозяин порта Хозяин порта

Фантастический рассказ Роберта Чамберса «Хозяин порта»

Наука и жизнь
«Я приношу деньги, дальше — не моя забота»: 5 типов отцов, которые портят детям психику «Я приношу деньги, дальше — не моя забота»: 5 типов отцов, которые портят детям психику

Пять самых деструктивных типов отцов

Psychologies
Ван Эйк: в раме оптической революции Ван Эйк: в раме оптической революции

Дерево – универсальная метафора ван Эйка, основа его картин

Знание – сила
6 правил хорошего брака 6 правил хорошего брака

Какие привычки повышают шансы на то, что вы будете жить вместе долго и счастливо

Psychologies
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой! Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой!

Каждый час ходьбы может принести до шести лет «дополнительной» жизни

ТехИнсайдер
Открыть в приложении