Философия зрения начинается там, где мы перестаем доверять видимому

Знание – силаКультура

Философия зрения: вчера, сегодня, завтра

Александр Марков, Оксана Штайн

Афина, мастерящая зеркала

В популярных изложениях философии часто говорят о привилегии зрения в сравнении с четырьмя другими чувствами в западной философии, вспоминая и платоновское слово «идея», и нашу бытовую «очевидность», и необходимость «присматриваться» и «вглядываться», «узреть феномены». При более внимательном размышлении оказывается, что с привилегиями здесь не так просто: преимущество отводится не самому зрению, а зримому. Это феномен явился нам во всем блеске, это он ярок, ясен, величествен. Он как присутствие непостижимого в самом небывалом, гладком блеске поразил не только наше зрение, а нас всецело. Он хочет явить нам себя и на вкус, и на ощупь, – но его легкость, мыслимость, туманность, способность присутствовать в мысли не дается другим чувствам. Он влюбляет в себя – и дальше легкая и нежная мысль о феномене мыслит себя как зрящая и зримая.

Если мы обратимся к живописным аллегориям пяти чувств эпохи барокко, мы увидим, что зрение – вовсе не юное, не бойкое и не проницательное чувство. Слух играет на флейте или звонит в колокольчик, вкус пробует вино, – все это непосредственное приобщение вещам. Это прикосновение, поцелуй, проба наслаждения. А вот зрение всегда нуждается в приборе: очках, зеркале или телескопе. Оно опытное – это нахмурившийся старик или задумчивая старуха, или же, напротив, неопытный младенец, готовый смотреть на все широко открытыми глазами, пораженный многообразием вещей. Поэтому философия зрения начинается там, где мы задумываемся о начале своего опыта, где мы перестаем доверять видимому и размышляем о невидимом. Где мы начинаем анализировать, как устроена влюбленность, там мы начинаем лучше понимать устройство зрения как способности схватывать вещи и рассуждать о них.

Пять чувств. Художник Себастьян Штоскопф. 1633 год

Античная мысль представляет красоту как самовидимость, как некоторую выведенность в видимое свойств, которые можно было бы буквально «ощутить» и которые слово делает пластически ощутимыми, как будто доступными на ощупь. Достаточно одной цитаты из «Одиссеи» (VI, 235), когда Афина, учительница всякого ремесла, делает Одиссея прекрасным на вид: «ὣς ἄρα τῷ κατέχευε χάριν κεφαλῇ τε καὶ ὤμοις» – «именно так [как лучшие вдохновленные ею мастера] она ему излила прелесть на голову и плечи». Слово χάρις, Харита, может переводиться как «живая прелесть», а может как «харизма, обаяние», как «благодать», особая привлекательная и меняющая мир одаренность. «Пролитие» не обязательно надо понимать как свойство жидкости – мы ведь говорим, как в нас «вливается» вдохновение, – просто блеск действительно открыт не только зрению, но и другим чувствам. Мастер должен уже на ощупь чувствовать, и что изделие получается гладким, и что оно получается совершенным.

Заметим, что Афина подражает мастерам, которых сама учит, которых наставляет во всех премудрых искусствах. Она как бы обучается у своих учеников, обретает себя в зеркале своего же ремесла, требующего доводить все дела и вещи до совершенства. Послушные ученики становятся мастерами, мастерят вдохновенно прекрасные изделия, и уже Афина, увлеченная этой красотой, делает прекрасным самого Одиссея.

Так была открыта автокоммуникативность зрения: мы не просто видим что-то привлекательное и бросающееся в глаза. Мы видим мастерство, мастерское устройство вещей и, подражая им, открываем их красоту. Так Афина, подражая своим же ученицам, дарит прелесть-благодать Одиссею, чтобы ее служитель был прекрасен, достоин присутствовать среди богов и среди племени феаков. Феаки – кораблестроители, наученные лучшей мудрости, мудрости навигации, и здесь уже дело красоты, дело Афины покоряет весь мир, создает движение кораблей по открытому морю. Так у Гомера начинается дело зрения по захвату видимого мира, когда мир весь открыт, весь влюбляет в себя, но покорение пространства уже началось. Нужно только задуматься о справедливости, о ее законах, обуздывающих страсть покорения; и как только начинается это размышление, начинается и философия.

В хрустале дерзновения

Мишель Фуко в лекциях «Речь и истина»1 говорит, что в античной мысли осмыслялись не столько ложь и истина, сколько «филаутия», себялюбие, иллюзорное мнение о себе, и «парресия», дружеская дерзость, дерзновение, умение сказать другу все напрямую. Себялюбие – это лесть самому себе, которая находит и льстецов среди окружающих: даже если другой говорит нам что-то честно, то, будучи себялюбивы, мы превратим это честное и правдивое высказывание в ложь и лесть. Это своеобразный механизм «постправды» (post-truth): сами по себе отдельные высказывания могут быть правдивы, но если человек смотрит на себя иллюзорно, льстит себе, выстраивает свой ложный образ внутри себя, то даже формальная правда превращается в ложь.

1Фуко, М. Речь и истина: лекции о парресии./ пер. Д. Кралечкин, ред. М. Маяцкий. М.: Дело, 2020. 384 с.

Тогда как дерзновение – это соответствие слов и дел. Дерзновенный человек – это тот, кому доверяют, который совершает подвиги честности и поэтому может напрямую обратиться к сколь угодно вышестоящему лицу. Вышестоящее лицо и опознает в нем друга, а не просителя, не себялюбивого льстеца. Здесь ситуация уже немного отличается от начальной, гомеровской: если у Гомера Афина была культурным героем и всех научила ремеслу, то Плутарх и другие герои книги Фуко имеют в виду актуальное законодательство античного полиса или Римской державы, где уже нет отношений мастера и подмастерья. Здесь есть другое – сама гражданская жизнь выступает как место, где надо показать себя, но не в смысле простого предъявления своих достоинств, а в смысле того, чтобы быть уличенным сколь угодно вышестоящим лицом (каким может выступать и вся гражданская община полиса), и уличенным по-дружески в качестве человека, который оказался честен прямо здесь и сейчас. Именно такое понимание дерзновения было воспринято и христианством как образ дополнительного заступничества (как бы юридической консультации) святых перед Престолом Суда, наделяющего полноправием (правомочностью) всех, за кого они заступаются.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
5 вещей, которые следует выворачивать наизнанку перед стиркой 5 вещей, которые следует выворачивать наизнанку перед стиркой

Одежду с какими пятнами стоит выворачивать наизнанку для стирки

ТехИнсайдер
«Оправдываться не следует» «Оправдываться не следует»

Андропов был зол на тупоголовых генералов, совсем не думающих о большой политике

Дилетант
Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы

Очистить гору орехов можно в домашних условиях и без особых усилий

ТехИнсайдер
Домашний курорт Домашний курорт

В этой небольшой квартире сложилось эргономичное, уравновешенное пространство

Идеи Вашего Дома
Найти путь к изобилию Найти путь к изобилию

Как работает обращение к психологам с запросом на финансовое благополучие

Psychologies
Стремящаяся вверх Стремящаяся вверх

Евгения Леонтьева — альпинистка и спортивный фотограф

Отдых в России
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Сделаем секс снова великим Сделаем секс снова великим

Как приложить усилия к тому, чтобы разжечь пламя страсти в паре с новой силой?

Men Today
Самый сок Самый сок

Почему кроссовер Jaecoo J7 Supreme-V — технический деликатес

Автопилот
Большая тяга и много топлива? Почему нельзя отправить весь мусор в космос на огромной ракете Большая тяга и много топлива? Почему нельзя отправить весь мусор в космос на огромной ракете

Почему бы не собрать весь мусор и не отправить его на огромной ракете в космос?

ТехИнсайдер
Как не испортить чай: 6 популярных ошибок Как не испортить чай: 6 популярных ошибок

Чашка чая олицетворяет уют, но только если чай заварен должным образом!

ТехИнсайдер
Гендерная трансформация АПК Гендерная трансформация АПК

Работа в сельском хозяйстве становится все более привлекательной для женщин

Агроинвестор
К звёздам К звёздам

За унылым названием «гермообъект» стоит история прототипа межпланетного корабля

Наука и техника
Даня Крастер: «Я заболел алкоголизмом и был отчислен из строительного — теперь зудит по поводу этого» Даня Крастер: «Я заболел алкоголизмом и был отчислен из строительного — теперь зудит по поводу этого»

Даня Крастер: невероятный разговор о популярной науке и любви ко всему новому

Maxim
Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается

В чем кроется секрет пунктуальности японских поездов?

ТехИнсайдер
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Фонд «Антон тут рядом»: как создать систему поддержки для людей с аутизмом Фонд «Антон тут рядом»: как создать систему поддержки для людей с аутизмом

«Антон тут рядом» системно поддерживает людей с аутизмом и дает им рабочие места

Forbes
Как Маша Грекова дает новые возможности людям с ментальными особенностями Как Маша Грекова дает новые возможности людям с ментальными особенностями

Как «горячее сердце» помогло создать экосистему поддержки людей с инвалидностью

Forbes
Скрытые подтексты: зачем инвестировать в искусство? Скрытые подтексты: зачем инвестировать в искусство?

Почему предметы искусства — перспективный объект для вложения капитала

Inc.
Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше

Как научиться отстаивать свои интересы и границы с коллегами и близкими

Forbes
Ученые объяснили, почему жировые клетки не лопаются от накопленного жира Ученые объяснили, почему жировые клетки не лопаются от накопленного жира

Каков механизм в жировых клетках, который позволяет им безопасно увеличиваться?

ТехИнсайдер
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Как следует поменять уход за ногтями зимой: 10 полезных советов Как следует поменять уход за ногтями зимой: 10 полезных советов

Знаешь ли ты, что в холодное время года ногтям нужна дополнительная помощь?

VOICE
Раздавили бы камни трилитона деревянные катки? Раздавили бы камни трилитона деревянные катки?

Насколько большое бревно нужно под вес камней трилитона Баальбека – 800 т.?

Наука и техника
Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...» Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...»

«До последнего вздоха мама оставалась советской гражданкой»

Коллекция. Караван историй
Алмаз из пробирки Алмаз из пробирки

Российские ювелиры — о лабораторно выращенных бриллиантах

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Выгон»: драма с Сиршей Ронан о борьбе женщины с алкогольной зависимостью «Выгон»: драма с Сиршей Ронан о борьбе женщины с алкогольной зависимостью

Как в фильме «Выгон» раскрывается проблема женского алкоголизма

Forbes
Дело жизни Дело жизни

Известные шеф-повара об их истоках и пути в профессии

Grazia
Я не хотела Я не хотела

Как быть, если на эмоциях наговорила лишнего

Лиза
Открыть в приложении