Чем спровоцированы кадровые перестановки в российском авиастроении

МонокльБизнес

В авиастроении сменился командный состав

Постоянный перенос сроков поставок современных отечественных самолетов спровоцировал принятие руководством страны кадровых решений

Николай Ульянов

МС-21 к 2030 году должен стать самым массовым полностью отечественным самолетом. Марина Лысцева/ТАСС

В двух корпорациях, составляющих основу стратегической для России авиастроительной отрасли, произошли кадровые изменения. Сменилось руководство в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Обе входят в госкорпорацию «Ростех», но импульс переменам в топ-менеджменте был дан на уровне высшего руководства страны.

И если руководитель ОДК пересел в кресло генерального ОАК, что рассматривается как повышение: из компании — поставщика двигателей он переместился в кресло руководителя компании, которая производит готовые изделия — самолеты, то глава ОАК расстался с отраслью.

Перемены в руководстве ОАК были ожидаемы, в том числе потому, что принятый правительством уже после начала СВО программный документ о развитии авиационной отрасли переписывался дважды. Главные корректировки касались количества российских воздушных судов, которые будут выпущены к 2030 году (их число в итоге уменьшилось), а также сроков производства самих самолетов: они переносятся на год-два вперед относительно даже недавних планов, заявленных ответственными лицами.

Перемена мест

Авиастроение для такой большой страны, как Россия, безусловно, значимая отрасль. Даже без учета ее военной составляющей, влияния на промышленность в целом, развития высоких технологий и их перетока в другие сектора, повышения престижа страны в глазах мирового сообщества, etc. авиационное сообщение в значительной степени определяет территориальную связность государства, его управляемость, сохранение контроля над регионами.

В мире не так много стран, имеющих собственное авиастроение. Еще меньше тех, кто может производить по полному циклу современные авиационные двигатели. Россия в их числе. Другое дело, что после развала СССР последовал и провал в авиа- и двигателестроении, а преодолеть кризис даже при наличии политической воли оказалось не так-то просто. Да, безусловно, авиадвигатель ПД-14 и создаваемое на его базе семейство силовых установок для регионального и дальнемагистрального широкофюзеляжного самолетов — это реальная заявка на успех (см. справку). Но хотя среди двигателестроителей и бытует поговорка «был бы мотор — полетит и забор», этого все-таки недостаточно для того, чтобы в стране было полноценное авиастроение: нужен и планер, и множество других систем.

Юрий Слюсарь, назначенный президентом врио губернатора Ростовской области, возглавлял ОАК с 2015 года. В ходе встречи с Владимиром Путиным он оценил свое новое назначение как «возможность вернуться на мою малую родину, на донскую землю, возглавить регион в этот непростой период». Отец Юрия Слюсаря Борис Слюсарь в 2000– 2014 годах был директором Ростовского вертолетного завода (входит в холдинг «Вертолеты России» из периметра «Ростеха»). Сам Юрий Слюсарь, окончивший юридический факультет МГУ, а затем Академию народного хозяйства при правительстве РФ, в 2003–2009 годах был коммерческим директором этого завода и некоторое время руководил комитетом вертолетных программ в «Оборонпроме» (входит в «Ростех»).

Юрий Слюсарь возвращается во власть. www.kremlin.ru

Затем он перешел на работу в Минпромторг, сначала возглавлял департамент авиационной промышленности, а затем, до назначения в ОАК, был заместителем министра — Дениса Мантурова. При Юрии Слюсаре в 2018 году ОАК вошла в состав «Ростеха».

Сегодня авиационная корпорация объединяет крупнейшие самолетостроительные активы страны, на которых выпускаются воздушные суда под брендами «МиГ», «Су», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», МС-21 и Superjet 100. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», чистый убыток компании по итогам прошлого года составил более 54,5 млрд рублей. В предыдущие три года (доступные данные) ОАК также фиксировала чистый убыток в размере от 30 млрд до 67 млрд рублей.

Вадим Бадеха, возглавивший ОАК вместо Юрия Слюсаря, перешел на эту должность из кресла генерального директора Объединенной двигателестроительной корпорации. ОДК занимается разработкой, серийным изготовлением и сервисом двигателей для военной и гражданской авиации (самолетов и вертолетов), космоса, военно-морского флота, нефтегазовой промышленности (газоперекачивающие и насосные агрегаты) и энергетики (газовые турбины и газотурбинные установки). Корпорация объединяет конструкторские бюро и научные институты, производственные и сервисные предприятия. Общее число входящих в ОДК компаний — более 20.

Вадим Бадеха наработал опыт и в самолето-, и в двигателестроении. «Ростех»

С точки зрения финансовых результатов ОДК выглядит лучше, нежели ОАК: 2023 год двигателестроительная корпорация закончила с чистой прибылью в 11,5 млрд рублей (данные «СПАРК-Интерфакс»).

В ОДК Вадим Бадеха пришел в феврале прошлого года с должности генерального директора Уральского завода гражданской авиации, расположенного в Екатеринбурге. Этот завод он возглавлял с 2009 года, а в авиастроительной отрасли работал с 2006-го. Ранее получил юридическое образование, обучался по специальности «конструкция, проектирование и производство авиационных двигателей» в Самарском университете, работал на разных должностях в компаниях группы «Ренова».

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) занимается разработкой, производством и сервисом авиационной техники. В части самолетостроения УЗГА сосредоточился на самолетах местных авиалиний. В портфеле предприятия проект создания двухмоторного турбовинтового самолета «Ладога» для местных авиалиний вместимостью до 44 пассажиров и однодвигательного турбовинтового самолета «Байкал», который призван заменить Ан-2. В качестве двигателя для «Байкала» рассматривался H80-200 от General Electric. Однако затем по понятным причинам было решено использовать российский ВК-800 от «ОДК Климов», который для доводки и адаптации под «Байкал» был передан УЗГА.

Уральский завод также участвует в проекте создания еще одного самолета, получившего имя от названия озера — «Освей» (второе по величине в Беларуси озеро — Освейское). Это совместный проект с белорусским предприятием «558-й авиационный ремонтный завод» (558 АРЗ). «Освей» — двухдвигательный самолет, способный перевозить 19 пассажиров. Он должен будет заменить самолет L-410, который до 2018 года выпускался на УЗГА по лицензии чешской компании Aircraft Industries. На «Освей» планируется устанавливать два двигателя ВК-800. Проблема в том, что двигателя ВК-800 пока нет. И неизвестно, когда он появится, равно как нет информации о том, когда этот двигатель будет сертифицирован. В Комплексной программе развития авиационной отрасли до 2030 года (далее — Программа) указано, что в 2026 году будет произведено 25 этих двигателей. При этом в том же самом документе указано, что в 2025 году будет произведено пять самолетов «Байкал». Появление «Освея» ожидается в 2027 году в количестве 20 единиц.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спасет ли Zara торговые центры? Спасет ли Zara торговые центры?

Иностранные арендаторы вряд ли вернут российские торговые центры к процветанию

Монокль
Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!» Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!»

Если хоккей перестанет существовать, мир никогда не забудет Суперсерию 1972 года

Коллекция. Караван историй
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Почему нужно есть орехи? Ученые доказали, что орехи снижают риск деменции! Почему нужно есть орехи? Ученые доказали, что орехи снижают риск деменции!

Чем орехи полезны для здоровья мозга?

ТехИнсайдер
Энергия на длинную дистанцию Энергия на длинную дистанцию

Сможет ли управляемый термоядерный синтез заменить углеводородное топливо

Наука и жизнь
Ох уж эта свекровь! Ох уж эта свекровь!

На самом деле далеко не каждая свекровь – монстр. Просто нужно знать секреты!

Лиза
Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция

Фрагмент из книги «Я и мои эмоции» Хесус Ларринага

Psychologies
«Не бойтесь бросать то, что вам не нужно»: вдохновляющая история «Не бойтесь бросать то, что вам не нужно»: вдохновляющая история

Почему не стоит испытывать чувство вины за свои решения и как что-то поменять

Psychologies
Основы молодости Основы молодости

Как повлиять на биологический возраст и в чем кроется секрет долголетия?

Grazia
Опасные игры Опасные игры

Родителей детей-квадроберов законодательно ограничат в правах?

Лиза
Зрелая женщина: 7 признаков психологически взрослого человека Зрелая женщина: 7 признаков психологически взрослого человека

Что за «зверь» такой — зрелая женщина?

Psychologies
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой! Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой!

Каждый час ходьбы может принести до шести лет «дополнительной» жизни

ТехИнсайдер
Мажорные аккорды российских атомщиков: как технологии открывают путь к (почти) неисчерпаемой энергии Мажорные аккорды российских атомщиков: как технологии открывают путь к (почти) неисчерпаемой энергии

Реактор БН-800: как он может повлиять на будущее человечества?

СНОБ
Изображая зло Изображая зло

Как Босх придумал адскую реальность

Weekend
Как прожить дольше: 5 здоровых привычек, которые помогут встретить сотый день рождения Как прожить дольше: 5 здоровых привычек, которые помогут встретить сотый день рождения

Вам срочно нужно сделать эти полезные привычки частью своей жизни!

ТехИнсайдер
Просто само совершенство Просто само совершенство

Когда и почему погоня за идеалом мешает тебе быть счастливой

Лиза
Между искусством и фейком Между искусством и фейком

10 эпизодов сюр(реализм)а в моде

Weekend
Ростов Великий: Личный опыт Ростов Великий: Личный опыт

Еще один взгляд на Ростов: сквозь автомобильное окно

КАНТРИ Русская азбука
Зачем сверлить дыру в океане или Как работает маленький флот необычных научных кораблей Зачем сверлить дыру в океане или Как работает маленький флот необычных научных кораблей

5 научных открытий были сделаны на борту единственного судна Joides Resolution

ТехИнсайдер
Пятьдесят — это новые тридцать Пятьдесят — это новые тридцать

Стоит ли радоваться тому, что старость теперь приходит позже?

РБК
За что мы любим The Cure: чертова дюжина синглов великой группы За что мы любим The Cure: чертова дюжина синглов великой группы

Знаковые синглы группы The Cure и ее непростой путь

СНОБ
«Не отрекаются любя»: 5 популярных ретропесен, в которых поется о нездоровых отношениях «Не отрекаются любя»: 5 популярных ретропесен, в которых поется о нездоровых отношениях

Далеко не все ретропесни имеют позитивный, с точки зрения психологии, посыл

Psychologies
Yes, today! Film: как увлечение музыкой и театром помогло ведущему мероприятий запустить свою студию видеопродакшена Yes, today! Film: как увлечение музыкой и театром помогло ведущему мероприятий запустить свою студию видеопродакшена

История Артема Жданова — о пути творческого человека в мире бизнеса

Inc.
Новая модель ChatGPT o1: шаг вперед или не до конца проработанная революция? Новая модель ChatGPT o1: шаг вперед или не до конца проработанная революция?

ChatGPT o1 обещает стать большим прорывом в мире искусственного интеллекта

ТехИнсайдер
Переславль-Залесский: Личный опыт Переславль-Залесский: Личный опыт

Отправляясь в Переславль-Залесский, закиньте в авто доску для серфинга!

КАНТРИ Русская азбука
Как японский секонд-хенд завоевывает мир и помогает стране пережить инфляцию Как японский секонд-хенд завоевывает мир и помогает стране пережить инфляцию

Что, кому и за сколько продают секонд-хенды и почему в Японии их так много

Forbes
Гаспар Ноэ: Я хочу создавать кино, которое пугает, вызывает эрекцию и заставляет плакать Гаспар Ноэ: Я хочу создавать кино, которое пугает, вызывает эрекцию и заставляет плакать

Интервью с Гаспаром Ноэ — о сексе, лени и идеальном кино

СНОБ
Без последствий Без последствий

Случайный секс и его неприятные последствия: о чем ты не знала?

Лиза
Кто в океане правит бал Кто в океане правит бал

На земле всё начинается с растений, а как обстоят дела в морях и океанах?

Наука и жизнь
Открыть в приложении