Жизнь Ли
Оскароносная британка Кейт Уинслет в своем новом фильме «Ли» воплотила культовую фигуру – модель, легендарного фотографа и военного корреспондента Ли Миллер. Она начала свою карьеру в 1920-х годах как одна из самых востребованных моделей в мире моды Нью-Йорка, а затем сделала себе имя в Париже, будучи музой известных сюрреалистов, в том числе Ман Рэя. Миллер не только позировала перед фотообъективами Эдварда Стейхена, Николаса Мюрея и барона Джорджа Гойнинген-Гюне, но и работала по другую сторону камеры. Во время Второй мировой войны женщина отправилась на передовую, чтобы делать репортажи для американского Vogue. Ее работы, ставшие беспрецедентными свидетельствами войны, сделали ее одной из самых значимых фотографов ХХ века. Ли Миллер была личностью, которая никогда не вписывалась ни в какие рамки, – светской, творческой, бескомпромиссной и смелой.
Кейт, расскажите, как вы открыли для себя историю Ли Миллер?
Как и многие, я слышала о ней. Ее самая известная фотография, где она сидит в ванне Гитлера, знакома всему миру. Моя подруга, которая занимается винтажной мебелью, однажды нашла старинный стол и сказала мне, что он некогда принадлежал Ли Миллер. Стол стоял на кухне фермерского дома Ли в Чиллингли, где та проводила лето. Над ним висели работы Ман Рэя, Пикассо, Маркса Эрнста и самой Ли. Я прикоснулась к этому столу и подумала: «Кто же была Ли Миллер? Как мне поглубже заглянуть в ее жизнь?» Это был момент, с которого началось мое путешествие длиной в восемь лет – именно столько создавался проект.
Что случилось потом?
Затем я встретилась с Энтони Пенроузом, сыном Ли, который написал в 1985 году книгу о своей матери «Жизни Ли Миллер» и сегодня управляет ее архивами. Он консультировал меня на каждом этапе и стал моим гидом в мире Ли. Когда у меня возникали вопросы, я звонила ему в любое время дня и ночи, а он всегда терпеливо выслушивал и высказывал свое мнение. Это была настоящая командная работа. Мы могли проходить одну и ту же сцену много раз, пока я не была уверена, что пойман правильный настрой. Ли Миллер сама однажды пробовала себя в актерском амплуа. К слову сказать, она была довольно паршивой актрисой. И это не мое мнение. Она сама так говорила о себе. В какой-то момент она сама осознала, что ее предназначение не в этом, и оставила этот путь.
Ли Миллер прожила много жизней. Как вы решали, какие моменты войдут в фильм?
Это был сложный выбор. Я руководствовалась собственными ощущениями и тем, что казалось мне важным в ее биографии. Ли Миллер – образец для подражания. Она была человеком, полным сострадания, женщиной, которая боролась за свое место в мире, где доминировали мужчины. Ей было трудно на фронте – британская военная администрация ставила преграды на каждом шагу, в первую очередь потому, что она была женщиной. Однако она добилась своего благодаря поддержке американцев, которые были более открыты к женскому взгляду на войну. В фильме мы сосредоточились на периоде ее жизни, когда она работала военным корреспондентом. Мы включили сцены, когда она снимала битву за Сен-Мало, и одно из первых применений напалма во время освобождения Парижа. Кульминацией стали ее фотографии из концлагерей Бухенвальда и Дахау. Эти кадры отображают ужасы войны и ее глубокое сопереживание происходящему. После освобождения лагерей в ее объективе