Производители металлургического угля могут нарастить экспорт страны АТР

ЭкспертБизнес

Экспорту металлургического угля требуется ускорение

У российских производителей металлургического угля есть возможность нарастить экспорт в Индию и другие страны АТР. Но чтобы опередить конкурентов из Австралии и Индонезии, понадобится «расшивка» узких мест железнодорожных сетей — сейчас их пропускная способность недостаточна по всем экспортным направлениям

Александр Лабыкин

Перевалка угля в порту Тамань

Консалтинговое агентство «Яков и партнеры» выпустило исследование «Будущее угольной индустрии: рынок России до 2050 года». После потери европейского рынка из-за санкций угольщики активно ищут новые рынки сбыта, и аналитики приходят к выводу, что самые подходящие из них в краткосрочной перспективе — лояльные России страны Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Уголь укрепляет позиции

Несмотря на массовый отказ ряда западных стран от российского угля в прошлом году, угольную отрасль не постигла стагнация и она даже смогла укрепиться. В 2022 году, по данным Минэнерго, добыча угля в России составила 443,6 млн тонн против 438 млн тонн годом ранее. Экспорт угля из России в первом полугодии 2023 года увеличился почти на 3,5%. При этом выросли поставки как энергетического угля, так и металлургического — который, в отличие от энергетического, может использоваться в металлургической промышленности при производстве стали, алюминия, меди и других металлов. В Китай в 2022 году было направлено 21 млн тонн металлургического угля (рост на 127% по сравнению с 2021 годом), в Индию — 9,3 млн тонн (+144%), в другие страны — 13,3 млн тонн (+15%). Россия отправляет за рубеж почти столько, сколько потребляет сама (в прошлом году — 221 млн тонн, или 16% мирового экспорта угля, из них 174 млн тонн энергетического угля и 47 млн — металлургического).

Для российских экспортеров выгоднее всего экспортировать именно металлургический, а не энергетический уголь, для угольных компаний он является премиальным, а значит, самым выгодным для экспорта. Причина в данном случае технологическая. Дело в том, что доменные печи на заводах могут использовать при литье стали, меди и других металлов только определенные марки угля — металлургические, энергетический уголь для этого не подходит. Это обстоятельство делает замену поставщика проблематичной и одновременно побуждает угольные компании наращивать добычу именно металлургических марок. Так, по данным министерства угольной промышленности Кузбасса, предприятия региона нарастили в январе—апреле 2023 года их добычу на 3,2%, до 22,5 млн тонн, в то время как добыча энергетического угля снизилась за тот же период на 5,4%, до 22,5 млн тонн. По данным консалтингового агентства Neft Research, опубликованным в июне 2023-го, в текущем году российский металлургический уголь, в отличие от энергетического, торговался на мировом рынке без дисконта к мировым бенчмаркам.

Наиболее перспективными направлениями поставок металлургического угля к 2050 году, по оценкам аналитиков «Яков и партнеры», для России станут страны Юго-Восточной Азии и Индия. Последняя является вторым после Китая производителем стали в мире и имеет амбициозные планы увеличить ее выплавку с нынешних 120 млн тонн в год до 300 млн к 2030 году. В качестве основных поставщиков металлургического угля Индия рассматривает помимо России Австралию и Индонезию. Как отмечают аналитики «Яков и партнеры», к 2030 году более 60% экспорта из России пойдет в Индию, около 20% — в страны ЮВА и менее 10% — в Турцию и не входящие в ЕС страны Европы.

В поисках оптимального маршрута

Но возникает вопрос: как успеть укрепить свои позиции в странах АТР, то есть какой путь наиболее короткий? Ответ, казалось бы, очевиден: порты Дальнего Востока, которые традиционно аккумулировали основные транспортные потоки в страны Азии. Но все не так просто. С ограничением в прошлом году поставок товаров в Европу экспортеры почти всех отраслей были вынуждены искать новые рынки сбыта и находят их в основном в Азии. По данным Ассоциации морских торговых портов, в прошлом году объем перевалки угля через порты Балтийского бассейна сократился почти на 10%, через Мурманск — на 3%. Эти и другие угольные потоки устремились по БАМу и Транссибу к портам Дальнего Востока, равно как и эшелоны с другими экспортными товарами. Поэтому в прошлом году на дальневосточных железнодорожных направлениях периодически возникал коллапс, и это на фоне изначально присущего Восточному железнодорожному полигону дефицита пропускной способности. В результате в прошлом году рост перевалки угля через порты Дальнего Востока составил, по данным Института проблем естественных монополий, символические 0,5%. Тем не менее это 107 млн тонн угля — почти половина российского экспорта.

Красноярский край. Добыча угля на Бородинском разрезе имени М. И. Щадова. Фото: Александр Манзюк/ТАСС

Одновременно в прошлом году выросла перевалка угля в Южном бассейне — на 20% к уровню 2021 года — за счет терминала в порту Тамань, который перевалил на 33% больше угля, или около 30 млн тонн. «В основном это был энергетический уголь, доля металлургического была минимальна и ограничивалась несколькими процентами от общего объема угольной перевалки, — говорит эксперт Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Кирилл Родионов. — Однако с технической точки зрения нарастить объем металлургического угля очень просто, перевалочная инфраструктура в портах для его приема та же, что и для энергетического. Спрос на металлургический уголь в ряде стран Азии продолжает расти, особенно в Индии, где стремительная урбанизация создает дополнительный спрос на сталь в строительстве и на транспорте. Везти уголь через юг — по маршруту Тамань — Суэц и далее в Индию и Китай — зачастую быстрее и выгоднее, чем через Дальний Восток. Поэтому нельзя исключать, что в ближайшие несколько лет мы увидим рост поставок как энергетического, так и металлургического угля по южному направлению — если, конечно, эти объемы “потянет” железная дорога».

Руководитель экспертного совета, директор ИРТТЭК Сергей Воробьев отмечает, что перспективы перевалки угля через тот или иной бассейн стоит рассматривать также через призму государственных интересов. «Сейчас правительство вернулось к планам развития транспортного коридора “Север—Юг”, проект которого появился еще в начале 2000-х годов, — говорит он. — Конечно, строго говоря, “Север—Юг” — это прежде всего про Каспий и Иран, но реализация этих планов может позитивно затронуть и порты Азово-Черноморского бассейна как параллельного дополняющего направления и логистику через Новороссийск, Туапсе, Тамань и другие порты в целом».

Мультимодальный международный транспортный коридор «Север—Юг» имеет протяженность 7200 км и свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Это прямая альтернатива морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Он предполагает форсированное развитие портов Азово-Черноморского (АЧБ) и Каспийского бассейна, железнодорожных подходов к ним и прочей торгово-производственной инфраструктуры. «Грузопоток по направлению “Север — Юг” к 2030 году вырастет на 135 процентов и достигнет 32,5 миллиона тонн. По азово-черноморскому направлению — почти на 70 процентов, до 300 миллионов тонн, по восточному — на 25 процентов, до 350 миллионов тонн», — говорил в прошлом году премьер-министр Михаил Мишустин.

Вместе с тем, чтобы значимо нарастить экспорт угля в Индию, где пока еще есть возможность занять стабильную рыночную нишу, нужно в первую очередь решить проблему узких мест железнодорожной сети на южном направлении — и тем самым обеспечить стабильную перевалку угля через южные порты, отмечает Сергей Воробьев. По его словам, устранение инфраструктурных ограничений на южном полигоне — одно из условий для развития российского угольного экспорта в страны Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза

Тирольская трагедия и ошибка Вудро Вильсона

Знание – сила
Взгляд на город Взгляд на город

Борис Уборевич-Боровский об урбанизме, приватности и человеческом факторе

SALON-Interior
Рубль может объявить шах и мат доллару Рубль может объявить шах и мат доллару

Самыми вероятными кандидатами на смену доллару остаются юань и рубль

Эксперт
Сдвинувший материки Сдвинувший материки

Альфред Вегенер – человек, понявший, что континенты движутся

Вокруг света
Как организовать пространство в комнате школьника: 5 советов Как организовать пространство в комнате школьника: 5 советов

Как сделать так, чтобы в детской был порядок, и чтобы ребенок поддерживал его?

VOICE
Станислав Лем Станислав Лем

Правила жизни писателя Станислава Лема

Правила жизни
Нетелефонный разговор Нетелефонный разговор

Как зарегистрироваться в ВК без номера телефона

Цифровой океан
Мобилизация-1914: эмоции россиян Мобилизация-1914: эмоции россиян

Кто определяет «национальные интересы»?

Дилетант
Внедорожный Escape, или всё что вам нужно знать о Ford Bronco Sport Внедорожный Escape, или всё что вам нужно знать о Ford Bronco Sport

Внедорожник Ford Bronco Sport: икеевский интерьер и немалый ценник

4x4 Club
От игры в Го до осознания себя: изменит ли искусственный разум мир людей От игры в Го до осознания себя: изменит ли искусственный разум мир людей

Футуролог и писатель Сергей Переслегин о перспективах ИИ

ФедералПресс
Кто Вы, княгиня Эльга? Кто Вы, княгиня Эльга?

Отрывок из готовящейся к печати книги «Киев — Москва. Расхождение»

Дилетант
Хижина дяди Трампа Хижина дяди Трампа

«Звук свободы»: история борца с торговлей детьми

Weekend
Северяне в Эстонии Северяне в Эстонии

11 ноября 1918 года перемирием в Компьене закончилась Великая война

Дилетант
Андрей Соколов: «О женщинах надо... молчать. Вот самая правильная позиция» Андрей Соколов: «О женщинах надо... молчать. Вот самая правильная позиция»

«От любви глупеют. Наступает эйфория! Но это опасно»

Караван историй
Грузовики вытягивают авторынок Грузовики вытягивают авторынок

В России рекордными темпами растут продажи грузовиков

Эксперт
«Мы строим новую экономику»: Игнат Петухов о развитии Оренбуржья «Мы строим новую экономику»: Игнат Петухов о развитии Оренбуржья

Оренбургская область из «аутсайдеров» вырывается в «динамично развивающиеся»

ФедералПресс
Так было или не было? Так было или не было?

7 самых известных мифов в истории человечества

Лиза
АПК зовут в Африку АПК зовут в Африку

В чем потенциал сотрудничества со странами Африканского континента

Агроинвестор
Нас атакуют Нас атакуют

Передовые способы защиты от DDoS-атак

Цифровой океан
Как у некоторых людей работает фантазия: интересные факты и исследование! Как у некоторых людей работает фантазия: интересные факты и исследование!

Способности визуализации у людей варьируются от "гиперфантазии" до "афантазии"

ТехИнсайдер
Лесные барабанщики Лесные барабанщики

Лес в середине лета затихает, но только кажется безжизненным

Наука и жизнь
Ругаться буду! Ругаться буду!

Почему нам так нравится скандалить в соцсетях (и стоит ли этим заниматься)

VOICE
Секрет фирмы Секрет фирмы

Раздаем полезные советы по менеджменту (бесплатно)

Лиза
«Я выбираю показывать свое тело»: история модели Люси Билл, на коже которой постоянно появляются волдыри «Я выбираю показывать свое тело»: история модели Люси Билл, на коже которой постоянно появляются волдыри

Буллезный эпидермолиз — заболевание, которым страдает модель Люси Билл

VOICE
Чтим кодекс Чтим кодекс

Алименты для пап и еще ряд изменений в законах с сентября 2023 года

Лиза
Только бот простит Только бот простит

Как мы меняем искусственный интеллект и как искусственный интеллект меняет нас

Правила жизни
Михаил Евланов: «Актерская профессия трогательная, толстокожим в ней нет места» Михаил Евланов: «Актерская профессия трогательная, толстокожим в ней нет места»

Я искал себя всюду и везде. Когда я работал на заводе, мне приснился вещий сон

Коллекция. Караван историй
Темные миры Темные миры

Таинственные тоннели, подземные водоемы, удивительной красоты сталактиты

Вокруг света
Близкий Дальний Восток, новая Анапа и поезд вместо ракет Близкий Дальний Восток, новая Анапа и поезд вместо ракет

Как мы будем путешествовать по России через 30 лет

РБК
Сбор биометрии посеял панику Сбор биометрии посеял панику

Чем на самом деле угрожает сбор биометрических данных

Эксперт
Открыть в приложении