Экспорту металлургического угля требуется ускорение
У российских производителей металлургического угля есть возможность нарастить экспорт в Индию и другие страны АТР. Но чтобы опередить конкурентов из Австралии и Индонезии, понадобится «расшивка» узких мест железнодорожных сетей — сейчас их пропускная способность недостаточна по всем экспортным направлениям

Консалтинговое агентство «Яков и партнеры» выпустило исследование «Будущее угольной индустрии: рынок России до 2050 года». После потери европейского рынка из-за санкций угольщики активно ищут новые рынки сбыта, и аналитики приходят к выводу, что самые подходящие из них в краткосрочной перспективе — лояльные России страны Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Уголь укрепляет позиции
Несмотря на массовый отказ ряда западных стран от российского угля в прошлом году, угольную отрасль не постигла стагнация и она даже смогла укрепиться. В 2022 году, по данным Минэнерго, добыча угля в России составила 443,6 млн тонн против 438 млн тонн годом ранее. Экспорт угля из России в первом полугодии 2023 года увеличился почти на 3,5%. При этом выросли поставки как энергетического угля, так и металлургического — который, в отличие от энергетического, может использоваться в металлургической промышленности при производстве стали, алюминия, меди и других металлов. В Китай в 2022 году было направлено 21 млн тонн металлургического угля (рост на 127% по сравнению с 2021 годом), в Индию — 9,3 млн тонн (+144%), в другие страны — 13,3 млн тонн (+15%). Россия отправляет за рубеж почти столько, сколько потребляет сама (в прошлом году — 221 млн тонн, или 16% мирового экспорта угля, из них 174 млн тонн энергетического угля и 47 млн — металлургического).
Для российских экспортеров выгоднее всего экспортировать именно металлургический, а не энергетический уголь, для угольных компаний он является премиальным, а значит, самым выгодным для экспорта. Причина в данном случае технологическая. Дело в том, что доменные печи на заводах могут использовать при литье стали, меди и других металлов только определенные марки угля — металлургические, энергетический уголь для этого не подходит. Это обстоятельство делает замену поставщика проблематичной и одновременно побуждает угольные компании наращивать добычу именно металлургических марок. Так, по данным министерства угольной промышленности Кузбасса, предприятия региона нарастили в январе—апреле 2023 года их добычу на 3,2%, до 22,5 млн тонн, в то время как добыча энергетического угля снизилась за тот же период на 5,4%, до 22,5 млн тонн. По данным консалтингового агентства Neft Research, опубликованным в июне 2023-го, в текущем году российский металлургический уголь, в отличие от энергетического, торговался на мировом рынке без дисконта к мировым бенчмаркам.