Производители металлургического угля могут нарастить экспорт страны АТР

ЭкспертБизнес

Экспорту металлургического угля требуется ускорение

У российских производителей металлургического угля есть возможность нарастить экспорт в Индию и другие страны АТР. Но чтобы опередить конкурентов из Австралии и Индонезии, понадобится «расшивка» узких мест железнодорожных сетей — сейчас их пропускная способность недостаточна по всем экспортным направлениям

Александр Лабыкин

Перевалка угля в порту Тамань

Консалтинговое агентство «Яков и партнеры» выпустило исследование «Будущее угольной индустрии: рынок России до 2050 года». После потери европейского рынка из-за санкций угольщики активно ищут новые рынки сбыта, и аналитики приходят к выводу, что самые подходящие из них в краткосрочной перспективе — лояльные России страны Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Уголь укрепляет позиции

Несмотря на массовый отказ ряда западных стран от российского угля в прошлом году, угольную отрасль не постигла стагнация и она даже смогла укрепиться. В 2022 году, по данным Минэнерго, добыча угля в России составила 443,6 млн тонн против 438 млн тонн годом ранее. Экспорт угля из России в первом полугодии 2023 года увеличился почти на 3,5%. При этом выросли поставки как энергетического угля, так и металлургического — который, в отличие от энергетического, может использоваться в металлургической промышленности при производстве стали, алюминия, меди и других металлов. В Китай в 2022 году было направлено 21 млн тонн металлургического угля (рост на 127% по сравнению с 2021 годом), в Индию — 9,3 млн тонн (+144%), в другие страны — 13,3 млн тонн (+15%). Россия отправляет за рубеж почти столько, сколько потребляет сама (в прошлом году — 221 млн тонн, или 16% мирового экспорта угля, из них 174 млн тонн энергетического угля и 47 млн — металлургического).

Для российских экспортеров выгоднее всего экспортировать именно металлургический, а не энергетический уголь, для угольных компаний он является премиальным, а значит, самым выгодным для экспорта. Причина в данном случае технологическая. Дело в том, что доменные печи на заводах могут использовать при литье стали, меди и других металлов только определенные марки угля — металлургические, энергетический уголь для этого не подходит. Это обстоятельство делает замену поставщика проблематичной и одновременно побуждает угольные компании наращивать добычу именно металлургических марок. Так, по данным министерства угольной промышленности Кузбасса, предприятия региона нарастили в январе—апреле 2023 года их добычу на 3,2%, до 22,5 млн тонн, в то время как добыча энергетического угля снизилась за тот же период на 5,4%, до 22,5 млн тонн. По данным консалтингового агентства Neft Research, опубликованным в июне 2023-го, в текущем году российский металлургический уголь, в отличие от энергетического, торговался на мировом рынке без дисконта к мировым бенчмаркам.

Наиболее перспективными направлениями поставок металлургического угля к 2050 году, по оценкам аналитиков «Яков и партнеры», для России станут страны Юго-Восточной Азии и Индия. Последняя является вторым после Китая производителем стали в мире и имеет амбициозные планы увеличить ее выплавку с нынешних 120 млн тонн в год до 300 млн к 2030 году. В качестве основных поставщиков металлургического угля Индия рассматривает помимо России Австралию и Индонезию. Как отмечают аналитики «Яков и партнеры», к 2030 году более 60% экспорта из России пойдет в Индию, около 20% — в страны ЮВА и менее 10% — в Турцию и не входящие в ЕС страны Европы.

В поисках оптимального маршрута

Но возникает вопрос: как успеть укрепить свои позиции в странах АТР, то есть какой путь наиболее короткий? Ответ, казалось бы, очевиден: порты Дальнего Востока, которые традиционно аккумулировали основные транспортные потоки в страны Азии. Но все не так просто. С ограничением в прошлом году поставок товаров в Европу экспортеры почти всех отраслей были вынуждены искать новые рынки сбыта и находят их в основном в Азии. По данным Ассоциации морских торговых портов, в прошлом году объем перевалки угля через порты Балтийского бассейна сократился почти на 10%, через Мурманск — на 3%. Эти и другие угольные потоки устремились по БАМу и Транссибу к портам Дальнего Востока, равно как и эшелоны с другими экспортными товарами. Поэтому в прошлом году на дальневосточных железнодорожных направлениях периодически возникал коллапс, и это на фоне изначально присущего Восточному железнодорожному полигону дефицита пропускной способности. В результате в прошлом году рост перевалки угля через порты Дальнего Востока составил, по данным Института проблем естественных монополий, символические 0,5%. Тем не менее это 107 млн тонн угля — почти половина российского экспорта.

Красноярский край. Добыча угля на Бородинском разрезе имени М. И. Щадова. Фото: Александр Манзюк/ТАСС

Одновременно в прошлом году выросла перевалка угля в Южном бассейне — на 20% к уровню 2021 года — за счет терминала в порту Тамань, который перевалил на 33% больше угля, или около 30 млн тонн. «В основном это был энергетический уголь, доля металлургического была минимальна и ограничивалась несколькими процентами от общего объема угольной перевалки, — говорит эксперт Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Кирилл Родионов. — Однако с технической точки зрения нарастить объем металлургического угля очень просто, перевалочная инфраструктура в портах для его приема та же, что и для энергетического. Спрос на металлургический уголь в ряде стран Азии продолжает расти, особенно в Индии, где стремительная урбанизация создает дополнительный спрос на сталь в строительстве и на транспорте. Везти уголь через юг — по маршруту Тамань — Суэц и далее в Индию и Китай — зачастую быстрее и выгоднее, чем через Дальний Восток. Поэтому нельзя исключать, что в ближайшие несколько лет мы увидим рост поставок как энергетического, так и металлургического угля по южному направлению — если, конечно, эти объемы “потянет” железная дорога».

Руководитель экспертного совета, директор ИРТТЭК Сергей Воробьев отмечает, что перспективы перевалки угля через тот или иной бассейн стоит рассматривать также через призму государственных интересов. «Сейчас правительство вернулось к планам развития транспортного коридора “Север—Юг”, проект которого появился еще в начале 2000-х годов, — говорит он. — Конечно, строго говоря, “Север—Юг” — это прежде всего про Каспий и Иран, но реализация этих планов может позитивно затронуть и порты Азово-Черноморского бассейна как параллельного дополняющего направления и логистику через Новороссийск, Туапсе, Тамань и другие порты в целом».

Мультимодальный международный транспортный коридор «Север—Юг» имеет протяженность 7200 км и свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Это прямая альтернатива морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Он предполагает форсированное развитие портов Азово-Черноморского (АЧБ) и Каспийского бассейна, железнодорожных подходов к ним и прочей торгово-производственной инфраструктуры. «Грузопоток по направлению “Север — Юг” к 2030 году вырастет на 135 процентов и достигнет 32,5 миллиона тонн. По азово-черноморскому направлению — почти на 70 процентов, до 300 миллионов тонн, по восточному — на 25 процентов, до 350 миллионов тонн», — говорил в прошлом году премьер-министр Михаил Мишустин.

Вместе с тем, чтобы значимо нарастить экспорт угля в Индию, где пока еще есть возможность занять стабильную рыночную нишу, нужно в первую очередь решить проблему узких мест железнодорожной сети на южном направлении — и тем самым обеспечить стабильную перевалку угля через южные порты, отмечает Сергей Воробьев. По его словам, устранение инфраструктурных ограничений на южном полигоне — одно из условий для развития российского угольного экспорта в страны Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тритий пошел Тритий пошел

Изотоп водорода может подарить нам батарейки, работающие годы без подзарядки

ТехИнсайдер
Французский парадокс Французский парадокс

Что едят француженки, чтобы оставаться стройными?

Лиза
Сто цветов китайского автопрома Сто цветов китайского автопрома

Автомобильная промышленность КНР готова преподать урок конкурентам

Эксперт
Осталась при своих Осталась при своих

Как не отдать кибермошеннику все деньги (или хотя бы половину)

VOICE
Альберт Эйнштейн: счастливые годы в Берне Альберт Эйнштейн: счастливые годы в Берне

В 1908 году Эйнштейн получил короткое письмо от профессора Альфреда Кляйнера...

Наука и жизнь
Минвостокразвития России о туризме: «Сперва нужно создавать условия» Минвостокразвития России о туризме: «Сперва нужно создавать условия»

Как развивается дальневосточный туризм и чем в силах помочь коренные народы

ФедералПресс
Удар по почкам. 8 неожиданных привычек, которые могут навредить твоим почкам Удар по почкам. 8 неожиданных привычек, которые могут навредить твоим почкам

Есть привычки, которым мы не придаем значения, но которые вредят нашим почкам

Лиза
Загадка сексуальности: чем женское либидо отличается от мужского Загадка сексуальности: чем женское либидо отличается от мужского

Как жизненные изменения сказываются на нашем либидо?

Psychologies
Королева британского соула: как Эми Уайнхаус изменила музыку, отдав ей свою жизнь Королева британского соула: как Эми Уайнхаус изменила музыку, отдав ей свою жизнь

Какой была жизнь Эми Уайнхаус и как она изменила музыку

Forbes
Таинственная Чувашия: самый необычный регион Поволжья Таинственная Чувашия: самый необычный регион Поволжья

Самый необычный регион Поволжья. Вчера, сегодня, завтра

ФедералПресс
Несработавшее противоядие Несработавшее противоядие

Как русская императрица проиграла заочную литературную дуэль французскому аббату

Weekend
Совы во льдах. Как американский орнитолог спасал рыбного филина на Дальнем Востоке Совы во льдах. Как американский орнитолог спасал рыбного филина на Дальнем Востоке

Отрывок из документального рассказа о Дальнем Востоке

СНОБ
Александр Чулок: «Ключевым показателем общества станет уровень счастья человека» Александр Чулок: «Ключевым показателем общества станет уровень счастья человека»

Что ждет человечество в 2050 году и какие тренды уже сейчас влияют на общество?

РБК
Она раскрыла убийства: лучшие современные сериалы о женщинах-детективах Она раскрыла убийства: лучшие современные сериалы о женщинах-детективах

Исследуем образ героини, которая ищет преступников в современных сериалах

Forbes
Античный коммунизм Античный коммунизм

Кто всех суровее в Древней Греции?

Дилетант
Вопрос / ответ Вопрос / ответ

Что ели русские крестьяне, кто изобрел алфавит и другие вопросы и ответы

Вокруг света
Эверест как профессия Эверест как профессия

Высоко над нашими головами скрывается самая труднодоступная страна на планете

Вокруг света
Присмотритесь к близким: 6 признаков деменции, которые увидите только вы Присмотритесь к близким: 6 признаков деменции, которые увидите только вы

Как распознать первые симптомы деменции у близких?

Psychologies
Сбежавшая дочь и неудачные браки: одиночество Ларисы Удовиченко Сбежавшая дочь и неудачные браки: одиночество Ларисы Удовиченко

Лариса Удовиченко — яркая актриса СССР, которая заплатила за славу одиночеством

VOICE
Егор Кривошея: «Время делать стратегические ставки» Егор Кривошея: «Время делать стратегические ставки»

Как со временем трансформируется сфера платежей

РБК
В стиле рока В стиле рока

Развитие музыки всегда идет рука об руку с модой

Men Today
Разработчик приложения Ayana: «Языки и культуру малых народов спасет искусственный интеллект» Разработчик приложения Ayana: «Языки и культуру малых народов спасет искусственный интеллект»

Что собой представляет проект Ayana и какие возможности он открывает

ФедералПресс
«Изменилось только название наших шин» «Изменилось только название наших шин»

Крупнейший российский шинный завод Ikon Tyres сменил зарубежного собственника

Эксперт
Цифровые грязи Цифровые грязи

Куда завезут нас электрические внедорожники

Автопилот
Олег Шибанов: «Нейроэкономика и нейрофинансы уже интригуют некоторыми результатами» Олег Шибанов: «Нейроэкономика и нейрофинансы уже интригуют некоторыми результатами»

К чему приведут новые технологии в экономике

РБК
Он такой один Он такой один

История культовой красно-белой «десятки»

Автопилот
8 фраз, которые ребенок никогда не простит родителям 8 фраз, которые ребенок никогда не простит родителям

Родительские фразы, брошенные сгоряча, которые ребенок запомнит на всю жизнь

Psychologies
Новое место работы. 12 правил успешной адаптации от психолога Новое место работы. 12 правил успешной адаптации от психолога

Как освоиться на новом месте работы и ускорить период адаптации

Лиза
Как человечество чуть не погибло Как человечество чуть не погибло

Около 930 тыс. лет назад произошла величайшая катастрофа в истории человечества

Эксперт
О моделировании искусственного мозга: «Ученые столкнутся с этическими проблемами» О моделировании искусственного мозга: «Ученые столкнутся с этическими проблемами»

О чем думает искусственно выращенный «мозг»?

ФедералПресс
Открыть в приложении