Кизлярский вектор: как закаляют дагестанскую сталь
От семейной мануфактуры к серийному производству — Kizlyar Supreme сумел стать брендом с мировым именем на рынке ножей. Современное оборудование, стандартизация производственных процессов и точное попадание в целевую аудиторию с продуктом — основные факторы трансформации компании

В Республику Дагестан туристы приезжают за потрясающими видами на Сулакский каньон, шестизвездочным коньяком, задорной лезгинкой, богатой кавказской кухней. Но есть еще одно чудо — кизлярский клинок. Местные шутят, что в Кизляре не открыл гаражный мини-цех только ленивый, однако амбиции и бизнесовый азарт компании Kizlyar Supreme помогли ей вырасти в завод с потоковым производством. «Эксперт» изучил, как закаляется дагестанская сталь и где делают самые известные ножи в России.
Из Кизляра с котами и клинками
Дагестан в августе — это плюс тридцать четыре градуса по Цельсию, исламский дресс-код, мечети посреди рынков, молельные комнаты, свободно гуляющие по дорогам коровы, потрясающие полупустынные пейзажи, захватывающие дух горы, богатое застолье с тыквенными чуду и бараниной и, конечно, кавказское радушие, с которым принимают гостей в крохотном Кизляре. Население города — 49 тысяч человек, он находится в 140 километрах от Махачкалы — столицы Республики Дагестан. В Кизляре свободно гуляют коты, гоняют черные, как кавказская ночь, «Лады-Приоры» и на улицах редко встречаются местные жители. В городе всего 12 заведений общепита и столько же аптек, парочка модных кофеен и несколько больших производств: мясокомбинат, коньячный и электромеханический завод, на котором выпускают навигационные системы для авиации и бортовое оборудование. Но самые многочисленные предприятия в Кизляре — ножевые мини-цеха, которых больше тридцати. И это не удивительно: нож — исторически главный сувенир в Дагестане, а нож Kizlyar Supreme — мечта многих ножеманов.
Тысяча клинков — это хорошо, а двадцать тысяч — еще лучше. Kizlyar Supreme, компания с десятилетней историей, нарастила за это время производство в двадцать раз, стала субпоставщиком клинков для государственного оборонного заказа, а также нашла покупателей в США, Германии, Австралии и даже в Африке (см. «Это Клондайк», «Эксперт» № 30‒33 за 2023 год).
Основатель Kizlyar Supreme — потомственный ножевых дел мастер Константин Куликов. С 2000-х годов он помогал развивать компанию отца — предприятие «ПП Кизляр». Однако международное образование вместе с амбициозным желанием развиваться и создать мировой бренд заставили задуматься о собственной марке. В 2013 году Куликов запустил свою компанию. Научный подход к производству позволил сократить сроки изготовления изделий, а также кратно повысить производительность отдельных работников и цехов.
На серийном производстве Kizlyar Supreme создают почти триста тысяч клинков в год из лучших сплавов и износостойкой стали высшего качества. В компании ежегодно тестируют и выпускают новые модели ножей, заходят в смежные ниши и проводят соревнования для поддержания интереса к современной ножевой культуре.
«До прихода нашей компании рынок в России был консервативным: особо никто ничего не менял, а тренды задавали западные производители. Мне же хотелось драйва, как в fast-fashion — создавать модное, актуальное», — говорит Константин Куликов
С австралийским запалом
Константину Куликову 39 лет, он родился и вырос в Кизляре, где его отец Валентин Куликов производил и продавал ножи с начала 1990-х. В 1998 году Куликов-старший зарегистрировал ножевое производство «ПП Кизляр». «Я в ножевой теме с 2000 года, когда начал помогать отцу», — рассказывает Константин «Эксперту». Он учился в Петербургском техникуме отраслевых технологий и был заядлым компьютерным гиком. Поняв, что будущее за интернет-технологиями, для начала он перенес офлайновый-бизнес отца в веб-пространство, сделал электронный каталог продукции и сайт. Отвлечься от нудных лекций в техникуме Куликову помогала книга Филипа Котлера «Основы маркетинга». Он стал внимательнее присматриваться к дизайну, названиям моделей и другим важным аспектам продвижения товара.
В 2003 году Константин уехал в Сидней учиться на факультете бизнеса Сиднейского технологического университета, поездку и учебу оплатил отец. Одновременно с обучением в университете Куликов открыл и развивал представительство компании Куликова-старшего в Австралии. Он также договаривался об участии «ПП Кизляр» в международных выставках, организовывал сложную логистику товаров, сам стоял на стендах и представлял продукцию. Тогда же съездил в США и Германию, чтобы лучше узнать местный ножевой рынок. «Представительство компании отца в Австралии стало первым предпринимательским опытом, который многому научил, — говорит Константин Куликов. — Особенно важный аспект — обслуживание клиентов». Важное открытие тех лет — то, что пользователи и их требования к ножам в Австралии и США не сильно отличаются от запросов российских клиентов. Наблюдая за рынком и его участниками, однажды Куликов решил сделать собственный международный бренд. Уже после создания своей компании, общаясь с клиентами на международных выставках в Лос-Анджелесе и в Орландо, Куликов нашел подтверждение всем своим мыслям, мечтам и гипотезам: рядовые американцы с неподдельным интересом смотрели на их продукцию и платили деньги. Но до масштабирования этой истории еще предстоит дожить.

Полный сил, энергии и запала, Константин Куликов вернулся в Россию в 2008 году. Международный диплом, свободный английский, отличное образование, опыт запуска представительства за океаном, понимание страновой разницы в бизнесе, хорошие представления о менеджменте — с такими козырями в руках можно запустить любое дело и добиться успеха. Однако ножи оказались ближе к сердцу. Куликов приложил усилия к наращиванию продаж в компании отца: развил дистрибуторскую сеть, создал интернет-магазин и перевел всю информацию на английский, запустил несколько новых брендов. Однако вскоре видение будущего консервативного «ПП Кизляр» перестало совпадать с прогрессивными взглядами Куликова младшего. Наступил важный момент — запуск собственной компании.
Ножи с характером
Учиться на опыте — верное решение начинающего бизнесмена. Еще до запуска основного бренда Куликов придумал и развивал марку Ground Zero — почти все ножи для нее делали китайские фабрики. Опыт был не самым удачным и вскрыл много проблем подобного аутсорсинга: затянутые сроки исполнения в три-четыре месяца (а сейчас уже от полугода); слишком большие партии — от 1500 единиц; частый брак. «В это время заморожен твой капитал, и если придет брак — это будет вся партия. А если сменятся вкусы, то будешь продавать не очень интересный товар», — поясняет Куликов. Мечтой же предпринимателя было делать быстро, классно, модно в режиме fast fashion.
В первый год существования компании предприниматель выпустил лишь 1000 изделий. Зато продать их смог быстро, в том числе за рубеж. Реализовывать ножи в Австралии стал бывший сиднейский дистрибутор, уже взаимодействовавший с «ПП Кизляр». В Германии также нашли контрагентов — ими стали родственники знакомого австралийского дизайнера ножей Джулиуса Конрада. Конрад помогал Куликову придумывать один из его первых клинков — Survivalist (англ. «специалист по выживанию»), внутри рукоятки которого находится капсула с набором для выживания: погодостойкие спички, игла с нитью, леска с тремя крючками, булавка, медная проволока, лейкопластырь.