Спецпроект
Камера хранения
Мы помним одни вещи и напрочь забываем другие, в голове то и дело возникают неожиданные образы. Память преподносит нам множество сюрпризов. Как это все работает?
Понятие памяти включает целый комплекс способностей и функций. Благодаря ей мы можем сохранять и накапливать знания, воспроизводить умения и навыки. Но поскольку мы не компьютеры, то не просто воссоздаем события, но и интерпретируем их, монтируем, редактируем, придаем эмоциональную окраску. Это отлично доказывают мемуары великих и просто рассказы нескольких людей об одном и том же событии — особенно если его участники потом вдруг поссорились. А вот процесс запоминания у всех одинаковый, состоящий из четырех этапов – запись, хранение, извлечение и забывание информации.
Существует несколько классификаций памяти – перечислять все смысла нет, все равно забудете. Есть разделение и с упором на органы чувств – визуальная, тактильная, слуховая память и пр., и по времени хранения информации – долговременная и кратковременная, и по наличию цели – запоминаем ли мы что либо, нарочно зазубривая, или же непроизвольно. Но практическая сторона куда интересней теоретической.
Маленький гений?
С какого момента начинает работать память? Считается, что новорожденный ребенок уже через двое суток узнает маму, реагирует на ее голос и запах, отличает от других людей. И, конечно, по Сети гуляют истории детей, которые ну абсолютно точно помнили свое появление на свет или даже внутриутробную жизнь (вокруг темно, мокро и тесно). Впрочем, велика вероятность, что они просто узнали эти подробности из маминого разговора с подругой и потом на радость родственникам воспроизвели.
Действительно, младенческая память может зафиксировать вкусы, лица, ощущения и запахи. Но поскольку сознание в процессе не участвует, а причинно-следственные связи еще не сформировались, воспоминания получаются обрывочные, а со временем и вовсе выветриваются. Важно ведь не только получить информацию, но и усвоить ее. В целом же связные воспоминания закрепляются у нас в возрасте двух-трех лет. Роль может сыграть, например, принадлежность к этнической группе. Психологи выяснили: азиаты помнят себя в среднем с четырех с половиной лет, тогда как европейцы — с трех с половиной. Причина на самом деле не столько в генетике, сколько в культурных традициях: в Европе частная жизнь человека, как взрослого, так и маленького, вызывает больше интереса, а значит, воспоминания находят сильный отклик. Кроме того, в семьях со множеством троюродных теток, золовок, кузенов о первых годах своей жизни дети помнят больше. И истории, и подробности, как правило, пересказаны родственниками.