Я поняла: хуже уже не будет. Вот она, моя финальная точка отсчета

Караван историйЗнаменитости

Полина Филоненко: Привычка взрослеть

Внутри вдруг что-то щелкнуло, произошло полное обнуление. Я поняла: хуже уже не будет. Вот она, моя финальная точка отсчета. Оставалось две недели до того, как узнаю диагноз...

Записала Наталья Черных

Украшения: Jerusalembazar.ru

На третьем курсе театрального института моя жизнь резко изменилась. Не очень хочу рассказывать обо всем, что тогда происходило, это тяжелый период не только для меня, но и для всей моей семьи. Ситуация усугубилась, когда начались серьезные проблемы со здоровьем, пришлось обследоваться у онколога. Нужно было ждать результатов.

Очень ясно помню день, когда вышла от врача еще в полной неизвестности. Тепло, светит солнце, я села на скамейку и посмотрела в небо. Именно в этот момент почувствовала, что все скоро станет другим.

Жизнь будто начиналась с чистого листа. В голове крутилась одна мысль: «Надо действовать!» Подумала: «Парня у меня нет, денег тоже, но есть профессия, и она спасет. Пойду-ка я на «Ленфильм», отдам свои фото в актерский отдел».

На студийную фотосессию средств, разумеется, не нашлось. Попросила подругу снять меня на простую мыльницу. Насобирала мелочи на пленку из десяти кадров и напечатала ровно столько же снимков. Выглядела я отвратительно: с распухшим носом и красными от бессонницы глазами. Но рассчитывала попасть в массовку и хоть немного заработать.

В актерский отдел проникли с подругой, заговорив вахтера, — на «Ленфильме» жесткая пропускная система. Снимки у нас взяли с неохотой, бросили на стол. Но дело было сделано, я отправилась домой. Про проблемы со здоровьем совсем не думала. Наоборот, в душе почему-то поселились радость и невероятный позитив: ощущение жизни, свободы, энергии. Не прошло и недели, как позвонили с «Ленфильма»:

— Полина, приходите на пробы «Преступления и наказания» Дмитрия Светозарова.

— Я?!

Поняв, что пробоваться буду на Сонечку Мармеладову, чуть не грохнулась в обморок: ни разу до этого не участвовала даже в массовке!

— Тебя искали с «Ленфильма», — сообщила мама.

— Уже нашли. «Преступление и наказание».

— Нет, это по есенинскому «Яру». Режиссер Марина Разбежкина.

Я обалдела: еще один проект? И сразу две главные роли?!

Отправилась даже не надеясь, что возьмут. Но пообщаться с корифеями кино было безумно интересно.

Уже потом кастинг-директор «Преступления и наказания» Саша Колонистова рассказала, как меня нашла. В актерском отделе увидела на столе фото. Подумала: «Ухо торчит, половина глаза размыта. До чего отвратительное качество!» Взяла снимки, чтобы посмотреть, кто так начудил. И вдруг это нечеткое лицо ей приглянулось, Саша решила вызвать меня на кастинг.

Я зашла в кабинет Дмитрия Иосифовича Светозарова. Присела и делаю вид, что не страшно. Вообще, по натуре я не Сонечка, не «бедная овечка». Но от волнения на пробах свою природную бойкость никак не проявила. Дмитрий Иосифович долго меня изучал и, видимо, благодаря зажиму углядел некую кротость и грусть в лице. Я пыталась что-то говорить, но получалось плохо. Осеклась и смотрела на режиссера как кролик на удава, расширенными от ужаса глазами. Это Светозарову тоже понравилось. Он решил снять меня на камеру.

С Александром Балуевым в роли Свидригайлова. Фото: С. Бертов/photoxpress.ru/съемки фильма «Преступление и наказание»

Отправляясь на студию и совершенно не надеясь на успех, я даже не учила роль. Думала: «Зачем? Все равно не возьмут». Стыдно признаться, отрывок из Достоевского прочла одним глазом, сидя в метро. Текст запомнила быстренько, за пятнадцать минут. Обычно если зубрю неделю и накручиваю нервы, ничего не получается.

Когда утвердили, не знала, браться ли за «Яр» — снимали его под Москвой, — сомневалась, что смогу совместить два проекта. Но администраторы обеих картин составили расписание так, что проблем с графиками не возникло.

В это же время узнала еще одну хорошую новость: опухоль доброкачественная. Счастью моему не было предела! Правда, все равно требовалось серьезное лечение. На него и ушли почти все гонорары за картины. И осталось немного на духи.

Год прожила так: съемки — больница — институт. Когда начались проекты, я перешла на последний курс, предстояло готовить дипломную работу. Слава богу, преподаватели вошли в положение и на съемки отпустили. Сделали исключение, поскольку за все годы я не прогуляла ни одной лекции и репетиции. Однокурсники даже обиделись: почему ей можно, а нам нельзя?

Часто спрашивают: где было проще сниматься — в «Яре» или «Преступлении и наказании»? Если честно, об этом тогда не думала. Все было внове, я не отдавала себе отчета в серьезности происходящего. В первый съемочный день «Яра» мне исполнилось двадцать. Работали под Тверью. Сцена оказалась простой: молча войти в дом. Но я стояла как столб — не знала, когда начинать. Наконец кое-как сообразила, шагнула в дверной проем и услышала «Стоп, снято!» Это придало немного уверенности: значит, не так уж плохо держусь в кадре!

В «Яре» случилась и первая эротическая сцена. Я стояла перед камерой обнаженной. Вроде ничего страшного, и главное — никто не заставлял, сама вызвалась, но коленки затряслись. Перед началом съемок спросили, готова ли раздеться. Долго колебалась, но в конце концов ответила: «Да». Знала же, что и режиссер, и оператор — женщины. Но все равно жутко робела и долго готовилась морально. Сцену снимали в деревенском доме, с площадки всех выгнали. Постояла, нормально попозировала. Оторопела позже — когда увидела себя на экране. Испытала настоящий шок, хотя все выглядело довольно скромно.

А в «Преступлении и наказании» Светозаров сразу же четко объяснил, что и как делать в кадре: здесь причесалась, тут села, там прошла. Он руководил жестко. Марина Разбежкина, напротив, шла от моей натуры, предоставив полную свободу: что хочешь, то и делай, только передай нужную эмоцию.

У Дмитрия Иосифовича, казалось, все идет складно и ладно. Серьезный конфликт случился лишь раз. Видя мое волнение и неуверенность, он часто хвалил, и в какой-то момент я решила, что крутая. Тут-то и произошло ЧП. В сцене с Сережей Перегудовым — Разумихиным должна была повернуть голову направо, так нужно для склейки на монтаже, а я повернулась в другую сторону. Пленка вещь дорогая, каждый дубль — это деньги. «Полина, направо!» — кричал в мегафон режиссер. Но я никак не могла сосредоточиться и четыре дубля подряд ошибалась. Вероятно из-за усталости. Неделю до этого жила в поездах, даже не заглядывала домой — только с площадки на площадку.

На пятом дубле Светозаров сломался. «Да твою ж мать, что это такое?! — заорал он на всю улицу. У меня из глаз брызнули слезы. — Домой, спать, чтоб я ее сегодня не видел!» В такси случилась настоящая истерика, рыдала и думала: точно уволят из проекта! На следующий день Дмитрий Иосифович сменил кнут на пряник. Говорил мягким тоном, улыбался, что крайне поразило. Жесткий режиссер искал ко мне подход, хотя с другими не очень-то нянчился. Я оценила это и работала еще старательнее.

На съемках подружилась с Володей Кошевым — Раскольниковым. В сериале участвовали многие знаменитости: Елена Яковлева, Александр Балуев, Андрей Панин, но близко с ними я не сошлась, возникли просто теплые рабочие отношения. А с Володей общаемся до сих пор. Он очень переживал за роль, мы друг друга поддерживали. Перед звездами же я робела, да и некогда было смотреть на чужую игру — боялась после испорченных дублей «завалить» свою Сонечку.

Поучиться мастерству у старших коллег удалось только на съемках «Бумажного солдата» Алексея Германа-младшего. Там я была «седьмым гусем в восьмом ряду», роль называлась «девушка Миши». Появлялась всего два раза, и времени для наблюдений оказалось предостаточно. Смотрела, как работает Чулпан Хаматова, и поражалась ее органике. Может почесаться невзначай, ногти грызть на крупном плане. Все мы делаем так, когда нервничаем. Но не в кадре. А она не стесняется. Герман специально репетирует неделю, чтобы актеры забывали о камере. Мне это было в диковину. Чулпан пригрела меня, пригласила в свой вагончик рядом с площадкой. Я постоянно там тусовалась и впитывала ее слова. До сих пор она остается моим кумиром.

Премьера «Преступления и наказания» прошла на ТВ. И началось! Меня стали разрывать глянцевые журналы, приглашали на разные передачи. Чуть ли не каждый день — то фотосессия, то программа. Эту известность я расценивала как аванс, который придется отрабатывать всю жизнь. А если ничего из меня не получится? Вот тогда все и разочаруются! Но от шумихи был и плюс: я стала увереннее себя вести, когда приходила на пробы к другим режиссерам. За «Преступление и наказание» меня как актрису начали уважать, уже совсем иначе разговаривали.

Но честно говоря, кастинги и сейчас не перевариваю. Не люблю сидеть десятой в двадцать пятом ряду и полдня ждать очереди. Пусть на роль пробуется тысяча других актрис, важно знать, что меня хотят и режиссер назначит время, чтобы пообщаться хотя бы пятнадцать минут. Вот тогда пойду на кастинг. А на общие просмотры не езжу. Мне повезло: даже в самом начале карьеры в «Преступление и наказание» выбрали сразу и после беседы с Дмитрием Иосифовичем пригласили на пробы. Потом сделали грим, подобрали костюм, еще поговорили и поехали снимать кино.

А «Яр» Марины Разбежкиной прогремел на «Кинотавре». Жаль, на первый в своей жизни фестиваль не смогла поехать из-за съемок картины «Европа — Азия» Ивана Дыховичного. Роль выпала нестандартная — играла этакую неадекватную Красную Шапочку. Конечно, очень расстроилась, что не могу полететь в Сочи, даже хотела — вот глупость! — отказаться от участия в фильме. Но коллеги наперебой принялись отговаривать: «Да ты что?! Наездишься еще по фестивалям. А поработать с таким режиссером — большая удача». Действительно, общаться с Дыховичным оказалось невероятно интересно, да и фестивалей в моей жизни было потом предостаточно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В чем твоя сила? Советуют звезды В чем твоя сила? Советуют звезды

В чем уникальность и неповторимость женщины, исходя из ее знака зодиака?

Караван историй
Вид на Гору. Новый спектакль Богомолова в Электротеатре «Станиславский» Вид на Гору. Новый спектакль Богомолова в Электротеатре «Станиславский»

Что представляет собой спектакль «Волшебная гора» Константина Богомолова

СНОБ
Никита Кологривый: «Не шагнешь с высоты бесстрашно — не сыграешь роль» Никита Кологривый: «Не шагнешь с высоты бесстрашно — не сыграешь роль»

Никита Кологривый: Непрост? Да. С характером? Да. Талантлив? Безусловно

Караван историй
С видами на Кремль С видами на Кремль

Что Ксения Собчак хочет поменять в жизни?

Glamour
Непрогулка Непрогулка

Непрогулка по ночному Петербургу с Евгением Цыгановым и его дочерью Полиной

Собака.ru
Фея Дюн Фея Дюн

Даша Чаруша — русалка отечественного шоу-бизнеса

Maxim
В корне верно В корне верно

Егор Корешков о ролях и женской мудрости

Cosmopolitan
Вылететь в трубу Вылететь в трубу

Илон Маск и его инженеры-иммигранты создают будущее наземного транспорта

Playboy
Квартал желаний Квартал желаний

Архитектор Эрик Оуэн Мосс — упрямый оптимист, перфекционист и мечтатель

AD
Образ нерукотворный Образ нерукотворный

Как маленькая технологическая компания успешно конкурирует с гигантами отрасли

Forbes
Как научиться говорить нет Как научиться говорить нет

В жизни каждого человека есть ситуации, в которых сложно сказать «нет»

Домашний Очаг
Мой босс манипулятор Мой босс манипулятор

Как правильно ответить своему шефу?

Лиза
История «Т» История «Т»

У Эльвиры Т вышло уже 17 синглов. И будут еще

Maxim
Все на митинг Все на митинг

Революционные лозунги украшают футболки и даже платья

Vogue
Святые угодники Святые угодники

Римские ателье, работающие на святой престол, умеют хранить секреты

The Rake
Дама с камелиями Дама с камелиями

Сестры покинули дворец на Гагаринской, намереваясь обратиться к государю

Караван историй
Кра­со­та решения Кра­со­та решения

Вадим Мошкович — про миллионы, которые он тратит на школу для одаренных детей

Tatler
Про уродов и людей Про уродов и людей

Если дети на улице при виде вас начинают рыдать, не отчаивайтесь!

GQ
Беременность и интернет Беременность и интернет

Плюсы и минусы Всемирной паутины

9 месяцев
Мария Берсенева: Нельзя держать душу нараспашку! Мария Берсенева: Нельзя держать душу нараспашку!

Интервью с актрисой, снявшейся в детективе «Майор и магия»

Лиза
Робби Уильямс Робби Уильямс

Робби Уильямс — о странностях райдера, мечтах и вдохновении от российского турне

Playboy
Жизнь кубанских виноделов, часть 1. Франция-на-Кубани Жизнь кубанских виноделов, часть 1. Франция-на-Кубани

Где у кубанца душа и как продать родимый край?

СНОБ
Раздел собственности Раздел собственности

Как устроен каршеринг в России

Quattroruote
28 секретов счастливых пар 28 секретов счастливых пар

Некоторые вещи они делают немного иначе

Домашний Очаг
Как сосредоточиться: упражнения для тела, которые повышают концентрацию Как сосредоточиться: упражнения для тела, которые повышают концентрацию

Состояния тела и ума связаны. Беспокойство и тревожные мысли провоцируют в теле характерные напряжения: в ответ на волнение мы напрягаемся физически. Специалист по китайской медицине Анна Владимирова уверена: научившись их расслаблять, мы сможем справиться с переживаниями, повысить концентрацию внимания, вернуться к спокойному размышлению над задачами и принятию обдуманных решений.

Psychologies
7 неверных установок 7 неверных установок

Они накрепко засели у нас голове еще с детства – и сильно отравляют нашу жизнь

Лиза
Резня в день пророка Ильи: «Игра престолов» в Древней Руси Резня в день пророка Ильи: «Игра престолов» в Древней Руси

Резня, случившаяся в 1217 году в Рязанском княжестве

Maxim
Новый ум короля Новый ум короля

Как создаются лучшие системы машинного обучения в мире

Популярная механика
Правила жизни Сергея Бодрова младшего Правила жизни Сергея Бодрова младшего

Правила жизни Сергея Бодрова младшего

Esquire
Что же будет с Родиной и с нами Что же будет с Родиной и с нами

Пять главных вопросов нового политического сезона

Русский репортер
Открыть в приложении