Мать в два хода
Ученым удалось отредактировать геном человека. Означает ли это, что скоро мы сможем назначать своим детям цвет волос, глаз и страсть к игре на фортепиано? Расследование Vogue.
Этой осенью фанаты «Гаттаки» — научной фантастики c Умой Турман про мир, где торжествует генная инженерия, — отмечают двадцатилетний юбилей картины. На широкие экраны выходит и «Репродукция» с Киану Ривзом в роли врача, решившего клонировать погибшую в автокатастрофе семью. И вообще, мутанты и сверхлюди продолжают править бал в кино. Но все придумки голливудских сценаристов меркнут по сравнению с новостями из мира науки, которые следуют одна за другой.
В августе наш бывший соотечественник Шухрат Миталипов с коллегами из Орегонского университета науки и здоровья объявили о том, что им удалось исправить у эмбриона
генетическую мутацию, приводящую к сердечной недостаточности. Технология CRISPR‑Cas9, основанная на иммунной системе бактерий, позволяет, как ножницами, разрезать ДНК в нужном месте, удаляя ген с ошибкой.
Осенью американское Управление по контролю за продуктами питания и лекарствами FDA разрешило применять генную терапию при лечении лейкоза у детей и молодых взрослых. У больного берут иммунные Т‑клетки, подсаживают в них ген, помогающий убивать злокачественные клетки, и возвращают их обратно в организм. И к концу года в Ньюкасле должен родиться первый ребенок в результате искусственного оплодотворения с донорством митохондрий — проще говоря, ребенок от трех родителей. Митохондрии отвечают за энергетический обмен в клетке, у них есть свои отдельные ДНК. Поломка в них приводит к тяжелым наследственным заболеваниям, передающимся по материнской линии. И чтобы ребенок не унаследовал болезнь, из маминой яйцеклетки берут ядро и подсаживают его в донорскую яйцеклетку со здоровыми митохондриями, потом оплодотворяют. Такой ребенок недавно родился в Мексике, где вообще нет законов о генной инженерии, и вот‑вот, уже с разрешения правительства, появится в Англии.
Неужели вскоре мы сможем по заказу рожать голубоглазых, высоких, умных детей с активной гражданской позицией/бизнес-жилкой/художественными талантами (нужное подчеркнуть)? «Органы контроля в развитых странах не дремлют и вряд ли допустят такое, уж слишком это близко к евгенике, популярной в нацистской Германии теории создания идеального человека, — комментирует кандидат биологических наук, генетик и популяризатор науки Марина Аствацатурян. — Сейчас речь только о том, чтобы родить здорового ребенка в случаях, когда не помогает больше ничего».