Сюрпризы от Клериссо
В 2010 году в лабораторию научной реставрации графики поступили рисунки французского художника начала XIX века Шарля Луи Клериссо «Вид Колизея в Риме» и «Арка Септимия Севера в Риме». Оба рисунка выполнены гуашью.
Состояние сохранности экспонатов вызывало серьёзные опасения. Поверхность рисунка «Вид Колизея в Риме» была значительно загрязнена, запылена, покрыта пятнами. Бумажная основа неравномерно пожелтела, обветшала. Красочный слой рисунка «Арка Септимия Севера в Риме» был заметно ослаблен. На отдельных фрагментах видны были многочисленные потёртости красочного слоя, трещины и мелкие осыпи краски.
Требовалось провести комплексную реставрацию рисунков: ослабить общее пожелтение, «оздоровить» бумажную основу, устранить механические повреждения и закрепить красочный слой. Для этого в первую очередь нужно было освободить рисунки от дублировочных листов и старого клея, раскрыть оборотную сторону.
При внимательном изучении рисунка «Вид Колизея в Риме» на реставрационном столе с подсветом художник-реставратор обратил внимание на фрагменты гравированного изображения, проступающие под дублировкой. В реставрационной практике бывают случаи, когда после раскрытия оборотной стороны обнаруживаются надписи, пометки, зарисовки или отдельные разрозненные части изображений, которыми в виде наклеек укреплялась обветшавшая бумажная основа. Подобные находки, интересные сами по себе, имеют значение для научной работы. Они часто помогают уточнить дату создания произведения и имя автора, принадлежность к художественной школе. Однако полноценное гравированное изображение на обороте встречается очень редко.