Макс атакует
Максим Виторган — о выборе между театром и кино, вдумчивом характере и особенностях жизни с Ксенией Собчак.
Кажется, что существует не один, а несколько Виторганов. Первый — уверенный в себе шоумен, востребованный в комедиях «Квартета И» и телеиграх вроде «Форта Боярд». Второй — талантливый драматический актер. Третий — муж Ксении Собчак и невольный пленник элитной тусовки. И все эти Виторганы существуют одновременно.
Интеллигентен. Стеснителен. «Родом из СССР», как говорит он сам о себе. Выпускник одной из лучших школ Москвы — двадцатой. Родители — по-голливудски красивые знаменитые актеры. За плечами Эммануила Виторгана не только нашумевшие спектакли «Продавец дождя» и «Взрослая дочь молодого человека» в Драматическом театре имени Станиславского (билетов на них было не достать), но и народный хит «Чародеи», комедия плаща и шпаги «Благочестивая Марта». Аллу Балтер телезрители узнают по криминальному сериалу «Знатоки», зато на сцене она и Миледи, и Роксана, получает главные роли в Театре Маяковского из рук самого грозного главрежа Москвы Андрея Гончарова. По словам Максима, с родителями была особая связь: «У моих детей свой мир, свои источники информации. Мы же читали одни книги и газеты, у нас было одинаковое отношение к джинсам, Джону Леннону, апартеиду». Он вспоминает, как дома собирались друзья семьи, ставили виниловую пластинку битлов, кто-нибудь переводил, все, затаив дыхание, слушали. Театр тогда был центром мира.
Неужели, кроме актерства, иных вариантов у потомственного лицедея не было? «Наоборот, среди вариантов не было актерства. Выбирал между журфаком и юрфаком, но даже ради МГИМО не согласился вступать в комсомол. Зато в десятом классе школы с углубленным изучением английского языка ставили «Гамлета». И мне — парам-парам! — досталась роль датского принца». До сих пор он помнит монолог на английском. Так бацилла лицедейства проникла в неокрепший организм, и юноша пошел на подготовительные курсы в МХАТ, где выяснилось, что о профессии актера он не имеет ни малейшего представления. «Тем не менее полгода занятий привели меня в чувство, и я поступил в ГИТИС».
Если бы нынешние поклонники комика Макса Виторгана узнали, с каких серьезных ролей он начинал в театре, сильно бы удивились. После института попал в ТЮЗ. Тогда авторитет режиссеров Камы Гинкаса и Генриетты Яновской был космическим. Виторган убежден: «Если я чему‑то научился в профессии, то прежде всего у них. Сегодняшние постановщики — больше концептуалисты. Придумают яркую идею, занимаются построением «картинок». Это неплохо. Но так работать с артистами, как Яновская и Гинкас, а до них Эфрос и Товстоногов, — сегодня не умеют».
В ТЮЗе он играл Бориса в «Грозе», Николая I в «Смерти декабристов». Потом были «Ленком» (без выдающихся партий, зато «станок два раза в неделю», подчеркивает Максим, которому профессиональный тренинг едва ли не важнее подарка в виде заметной роли в спектакле «Секс, ложь и видео» с Мариной Зудиной в «Табакерке»). В той постановке по мотивам фильма Содерберга, прогремевшего в Каннах, Виторган играл мужчину, который изживает личную драму тем, что записывает интимные излияния дам на видеокамеру. При этом в характере героя не было ни грамма пошлости, лишь печаль, одиночество.