Андрей Лобанов — об извилистом пути к успеху и международной школе программирования «Алгоритмика»
Первый герой совместного проекта Esquire и подкаста «180 градусов» студии Brainstorm в партнерстве со Sber Private Banking Андрей Лобанов — основатель школы программирования «Алгоритмика». За плечами у него — учеба на мехмате МГУ, собственное рекламное агентство, пять лет в международной консалтинговой фирме McKinsey и, конечно, долгий путь внутренних трансформаций и поисков себя с разворотами на 180 градусов. Не каждый этап давался Лобанову просто (в какой-то момент пришлось обратиться за помощью к психологу), но в конечном счете это привело героя к тому, что он основал крупнейшую в России школу программирования для детей и взрослых и стал руководить ею. Теперь школа активно развивается и на международном рынке. Рассказываем историю Андрея с самого начала.
Андрей Лобанов учился на четвертом курсе мехмата МГУ им. Ломоносова, когда начал первый бизнес — рекламное агентство. «Я достаточно быстро понял, что большим математиком мне не быть. Да, в родной Калужской области я выигрывал областные олимпиады, но на мехмате вокруг меня были десятки, если не сотни ребят, которые думают в несколько раз быстрее. Я очень быстро переварил мысль, что не мне двигать науку вперед, и задумался: а что мне интересно? Я понял, что мне нравится решать экономические задачи, и предпринимательство выглядело как та область, где это можно применить».
Вооружившись бестселлером Ричарда Брэнсона «К черту все! Берись и делай!» и другими бизнес-книгами, Лобанов пошел работать в рекламное агентство, а позднее с друзьями основал собственное дело. Начали со стульев: на сбережения сняли офис на Павелецкой, закупили мебель, а потом началась реальная жизнь — поиск клиентов и подрядчиков, холодные продажи и бесконечные презентации. Несмотря на отсутствие опыта и наличие очной учебы в МГУ, Лобанову удалось раскрутить агентство до оборота 10 млн рублей. Но маржинальность была низкой, и, оценивая свой бизнес, Лобанов рассказывает анекдот:
«Анекдот звучит так. Заяц затеял бизнес в лесу и за каждый рубль давал два. К нему выстроилась очередь из зверей; они ему десять, а он им двадцать. Подходит к зайцу лиса и спрашивает: «Заяц, что ты делаешь? Это же нелогично». Заяц отвечает: «Смотри, зато обороты какие!»
Продолжая учиться, набивая шишку за шишкой, Лобанов в какой-то момент перегорел и закрыл агентство, пообещав себе больше никогда не заниматься бизнесом. Продержался долго: устроился в консалтинговую компанию McKinsey & Company, где получил практическое бизнес-образование. Проработав там почти пять лет, Андрей встал перед выбором: что дальше? Партнером в компании он себя не видел и понял, что не знает, куда двигаться.
«Ты как будто оказался в космосе: когда у тебя нет верха и низа, везде звезды и куда плыть — непонятно. Хотя со стороны это выглядело как успешный успех: хорошая зарплата, крутые проекты, международная фирма. Было страшно. У меня началась депрессия. Я взял длинный отпуск, чтобы подумать о жизни, ходил по каким-то собеседованиям».
Параллельно Лобанов увлекся искусством, но не нашел лекций, которые бы ему понравились. И решил вместе с подругой Машей Бородецкой организовать собственный лекторий. Так начался проект «Синхронизация», который вновь разжег в Лобанове предпринимательскую искру. Он понял, что хочет заниматься образованием, и в 2016 году основал «Алгоритмику» — школу программирования, которая в прошлом году привлекла $10 миллионов инвестиций и сейчас обучает программированию сотни тысяч детей в 60 странах.
Мы поговорили с Лобановым о том, каким был для него этот крутой на повороты путь поиска себя.
1О том, нужно ли стартаперу высшее образование и стоит ли совмещать учебу с собственным делом
У каждого свое мнение на этот счет, но мне кажется, что лучше обезопасить себя и получить диплом, если вы учитесь в хорошем университете уровня МГУ, ВШЭ, Гарварда и так далее. Диплом подобного университета — это определенная «