Поднимите нам эко!
Петербургские бренды органической и минеральной косметики наводят мосты с поставщиками натурпродуктов и заводами ресайклинга, формируя живую (и красивую!) городскую экосистему.
Все герои эко-бьюти-фронта пришли на него, оставив прежние профессии и рискнув собственными деньгами. Основатели косметического гиганта Levrana Леонид и Виктория Романчуки озаботились безопасностью бытовой химии и детской косметики после рождения старшей дочки: должности в строительной компании они оставили в 2014 году ради (поначалу!) домашнего мыловарения. Выпускница ЛЭТИ и дипломированный в лапеенрантском вузе инженер-электрик Катя Смольникова в один момент заскучала по красоте, ушла с завода Sony и придумала «Самосвет». 15 лет работы барбером в дорогом салоне не удержали идеолога Grower Cosmetics Ивана Дьяченко от того, чтобы в разгар пандемии вложить все свои силы и средства в проект, буквально замешанный на конопляном масле. Названия марок не именные: петербуржцы даже в первом поколении далеки от тщеславия. Зато у нейминга есть скрытые смыслы, у формул — сертификаты о безопасности и натуральном провенансе ингредиентов, а у упаковок — шанс прожить много жизней. Разбираем жития новых бьюти-святых!
Иван Дьяченко
Grower Cosmetics, @grower.cosmetics
Мне хотелось сделать бренд на ингредиентах из российского сырья, причем сырья с исторической привязкой. Конопля в этом смысле — растение с корнями. Достаточно посмотреть на разбросанные по стране топонимы Конолянка и Конопляново. Из стеблей с петровских времен плели канаты, веревки, парусину, текстиль, еще и продавали на экспорт. Курить не курили — добавляли масло в кашу. В СССР в 1928 году коноплей засеяли больше 900 тысяч гектаров, и с каждого собрали по 12 центнеров урожая. В 1960-е на нее начались гонения, в 1987 году выращивание запретили полностью. Но через двадцать лет дали добро на культивацию технических сортов, которые содержат до 0,1 % тетрагидроканнабинола. У них очень трогательные названия «Вера», «Надежда», «Роман» и «Милена». Из ассоциации «конопля — релакс» и выросла концепция домашнего спа. Идея хюгге легко ложится на петербургские реалии. Без горячей ванны с солью тут с сентября по март просто не протянуть.
Я стал мониторить производителей конопляного масла в 2019 году. У фермеров не всегда красивые сайты, но контакты там найти можно. А значит, и заказать доставку партии. На какие-то поля в Ивановской и Нижегородской областях я выезжал сам, смотрел, как растет трава, как семена отжимают в масло. Другие масла (хвойные и лаванду, например) стали покупать в Алтайском и Краснодарском краях. Экзотические масла берем у крупных российских поставщиков.
Формулы составляет штатный технолог, плюс на удаленке нас консультируют суперквалифицированный эксперт-химик из Австралии и даже ароматерапевт. Отчасти я разделяю аюрведические постулаты. Мне кажется, это не самовнушение: какие-то запахи и правда бодрят, а другие расслабляют.
Тестируем продукцию мы в первую очередь на себе, и перед запуском продукта собираем минимум мнений двадцать. Если не считать моего кота, который иногда лижет скраб с кокосовой стружкой и органическим конопляным маслом, то тесты на животных мы не проводим. Вообще, в России не существует закона об обязательном тестировании in vivo. Это касается только бытовой химии (единоразово) и лекарств. Поэтому громкие заявления о cruelty-free мне кажутся обычным «гринвошингом». Тесты на бактериях — это норма. Сам я к природе отношусь с трепетом, но не практикую веганство. Мне кажется, все должно быть без перегибов и с уважением к своему организму.
Производство косметики мы налаживали во время пандемии — она даже как-то этому поспособствовала. Неспешно придумали название и логотип. Grower — по-английски «садовод». И сленговое название того, кто выращивает коноплю. Сам листочек на банках размещать было нельзя из-за закона о пропаганде наркотиков, но дизайнер вышел из положения, придумав графичный лого с семью лучами. Наша упаковка, кстати, недавно победила в международном конкурсе промдизайна Red Dot Award. Ее зеленая часть сделана в Италии из остатков оливок — косточек и неликвида (кстати, ими она и пахнет). Еще используем гофру из переработанного картона, конопляную пеньку как наполнитель коробок и пластик «единичку», который все принимают на ресайкл.