Как запустить стартап без денег (пошаговая инструкция)
Можно ли построить полноценный бизнес без денег? Короткий ответ — нет. Бизнес — это зарплата команды, инвестиции в развитие продукта, затраты на маркетинг и продажи. К тому же успех редко приходит быстро — компания может долго находиться в планово-убыточной фазе, и все это время ее нужно поддерживать на плаву. Но это вовсе не означает, что, если у вас нет накоплений или богатых родственников, от идеи стать предпринимателем следует отказаться. Построить бизнес без денег нельзя, но стартовать без них — можно и даже нужно. Вот как это сделать.
Исследуйте рынок
Первое и самое главное, что необходимо сделать, — провести исследование рынка, на который вы собрались зайти со своим продуктом или услугой. Какие у него емкость и динамика? Что с покупательской способностью — она падает или растет?
Всю нужную вам информацию можно собрать из открытых источников. Загляните в статистику поисковых запросов и просмотрите обсуждения в соцсетях — что пишут и говорят руководители компаний, уже работающих на вашем рынке. Почитайте экспертные оценки в отраслевых и деловых СМИ, полистайте презентации с конференций, изучите аналитические обзоры и исследования (саммари платных отчетов часто доступны бесплатно).
Главное — понять, сколько людей потенциально заинтересованы в вашем будущем продукте. Идеальный рынок — большой и претерпевает значительные изменения (например за счет оцифровки, которая сейчас происходит во многих отраслях бизнеса). И очень важно, чтобы его емкость увеличивалась или имела для этого предпосылки. Потому что растущий рынок прощает ошибки в строящейся компании, а падающий — наоборот, их усугубляет (денег все меньше, а желающих за них ухватиться — все больше). Иными словами, выбрал рынок — выбрал судьбу.
Изучите конкурентов
Следующий шаг (опять же, не требующий денег) — анализ конкурентов. Нужно собрать максимум информации об их бизнесе и продуктах.
Источниками данных для вас станут те же сайты и аккаунты конкурентов в соцсетях, упоминания в СМИ, налоговая отчетность. Можно также купить их продукт или воспользоваться их услугами — чтобы почувствовать себя в шкуре покупателя. Или, если позволяет время, даже устроиться в конкурирующую компанию на работу — это позволит изучить ее изнутри.