Брат актрисы Екатерины Васильевой рассказывает о своей знаменитой семье

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Антон Васильев. Катя и мужчины, которые ее любили...

Брат актрисы Екатерины Васильевой - писатель и поэт, известный режиссер, публицист и эколог - на страницах журнала "Коллекция Каравана историй" рассказывает о своей знаменитой семье.

Ирина Зайчик

Фото: Микола Гнисюк/East News

Мы с Катей часто вспоминаем наше детство. Сестра постоянно твердит, как меня любит, а я ей ехидно напоминаю: «Как же, любишь! Ты ж меня чуть не убила!»

Мама привезла меня из роддома на дачу в Переделкино. Только она вышла с кулечком из машины, как восьмилетняя Катя тут же выхватывает младенца из рук мамы и бежит по участку. Она же главная! Мол, все смотрите, какая она счастливая, теперь у нее есть братик. Но вдруг спотыкается и падает. Мама тут же влепляет дочке пощечину, та рыдает, мама плачет, я ору. Такая вот у нас была первая встреча...

Катя, смеясь, перебивает: «Перестань, сама я упала, а тебя держала наверху!»

Помню, как сестра возила меня на «Букашке» (так называется троллейбус с буквой «Б» вместо номера) в писательский детский сад за американским посольством. Как-то по дороге поднял ржавый гвоздь с земли. Катя на меня прикрикнула:

— Ну что ты как Плюшкин!

— А кто такой Плюшкин?

И она всю дорогу увлекательно пересказывала мне гоголевские «Мертвые души».

Вот еще воспоминание. Лежу с температурой, и сестра мне устраивает кукольный спектакль с игрушками. Резиновый слон говорит почему-то Катиным голосом, а я не отрываясь смотрю на это диво дивное...

Сестра до сих пор постоянно твердит, как меня любит, а я ей напоминаю: «Ты же меня чуть не убила!». Фото: Наталия Шаханова/архив «Каравана историй»

Говорят, когда только появился на свет, родители переругались из-за моего будущего имени.

— Назовем его Сашкой в честь моего деда! — кипятился отец.

— Нет, в честь моего — Антоном! — возражала мама.

Помню, однажды, уже будучи взрослым, я пытался дать совет одному знакомому, как воспитывать сына. Он возмутился:

— Тоже мне, Макаренко нашелся!

Каково же было его удивление, когда он услышал от меня:

— Я и есть Макаренко!

До девяти лет был уверен, что Антон Семенович Макаренко — мой родной дед. Оказалось, что это не так. Мой настоящий дед, младший брат Антона Виталий, поручик царской армии, бежал в 1920 году от расстрела вместе с Врангелем. Когда он уплыл последним пароходом из Крыма в Константинополь, моя мама была еще в животе у бабушки. Она так никогда и не увидела своего родного отца. Он жил в эмиграции во Франции. Антон Семенович взял маленькую Олимпиаду, свою племянницу, к себе на воспитание. У Макаренко своих детей не было, Лилю — так звали в семье маму — он считал своей дочкой. Она же всю жизнь называла его дядей.

Антон Семенович умер в поезде от разрыва сердца, когда маме было восемнадцать. Незадолго до этого дядя подарил ей первое издание своей знаменитой на весь мир книги «Педагогическая поэма» с дарственной надписью «Моей единственной наследнице». Но наследство досталось его жене и ее родственникам, и даже книжка эта исчезла...

Однажды я пытался дать совет одному знакомому по воспитанию сына, он возмутился: «Тоже мне, Макаренко нашелся!» Каково же было его удивление, когда он услышал от меня: «Я и есть Макаренко!» Фото: Наталия Шаханова/архив «Каравана историй»

А потом началась война. Мама, которой исполнилось двадцать, пошла на фронт медсестрой. Два года спустя весь ее зенитный полк погиб в бою на Курской дуге. Спас маму мой отец, он приехал за ней в действующую армию и забрал.

Было это так. Кто-то сообщил отцу, что Лиля попала в плен. А он, известный поэт Сергей Васильев, только написал слова для «Марша артиллерии» и благодаря этому подружился с маршалом Николаем Николаевичем Вороновым. Однажды отец, пользуясь таким знакомством, попросил:

— У меня невеста под Курском... Можно я за ней съезжу?

— Ну забирай, раз невеста.

И отец бросился разыскивать Лилю. Слава богу, слухи о том, что она в плену, не подтвердились. В конце концов отец вывез ее в Москву. Когда они ссорились, он, бывало, говорил маме:

— Я тебя спас от смерти, — а она в ответ:

— Лучше бы я там погибла, чем теперь с тобой столько лет мучиться!

Родители познакомились давно, матери едва семнадцать стукнуло. Папа был женат и растил двух дочерей: одну родную, другую приемную. Но он был несчастлив в семейной жизни, и об этом многие догадывались. Как-то поэт Сергей Островой при встрече ему сказал: «Сережа, есть такая Лиля Макаренко, не то дочь, не то племянница Макаренко, красавица в твоем вкусе. Не хочешь с ней познакомиться? Это не фигура, это гитара!» И изобразил руками очертания Лилиной фигуры.

Отец в тот же день полетел в Симферополь, потом на такси — в Коктебель, где в Доме творчества Лиля Макаренко отдыхала с дядей. На мостике, переброшенном через ручей от столовой к спальному корпусу, папа впервые увидел маму, сразу влюбился и тут же принялся ухаживать.

Однажды, уже в Москве, она строго ему сказала:

— Что это вы за мной ходите, Сергей Александрович? Вы же женатый человек!

— Я с женой не живу давно...

— Вы мне паспорт покажите со штампом о разводе, тогда и поговорим.

Это было воскресенье. Часа через два отец пришел к Лиле со штампом о разводе. Никто не мог понять, как ему это удалось. Но и печать не помогла, разведенному отцу пришлось потом долго ухаживать за мамой. Все время звал ее замуж, но она не соглашалась.

Отец патологически ревновал маму и бил морду любому, кто оказывался в радиусе десяти метров от его красавицы Олимпиады... Фото: из архива А. Васильева

Я знаю, что до папы у нее был тайный роман с приемным сыном Макаренко Левой. Получается, они формально были братом и сестрой. Вскоре мама забеременела, но Галина Стахиевна, жена Макаренко, заставила семнадцатилетнюю Лилю сделать аборт. Антон Семенович работал круглые сутки без всяких выходных и отпусков, ночами писал свою «Педагогическую поэму» и не подозревал, какие страсти бушуют в его семье. Удивительно: всех учил, а трагедию, которая происходила под крышей его дома в Лаврушинском переулке, проморгал. Лева всю жизнь сходил с ума по маме и в итоге покончил жизнь самоубийством. Он лежит на Новодевичьем кладбище в одной могиле со своим отчимом Антоном Макаренко...

Мама долго не могла отойти от этой травмы. Несколько лет она сопротивлялась ухаживаниям папы, но в итоге сдалась. В конце войны им выделили комнату в гостинице «Москва». Там в августе 1945-го и родилась Катя, но мама все равно не торопилась выходить замуж за отца. Не хотела. Только когда Катя в школу пошла, мать разрешила отвести себя в ЗАГС. Она и фамилию не меняла, так и осталась Макаренко. Очень гордой была...

Крутой Катин характер проявился довольно рано. Уже на первых фотографиях можно увидеть на ней слюнявчик с вышитой теткиной рукой надписью: «Прошу меня не целовать!» Первыми ее словами были: «Надо купить!» Однажды мама попробовала возразить подрастающей звезде:

— Катенька, на это у нас нет денег.

— Надо купить! — топнула ножкой сестра.

Наша мама всегда мечтала стать актрисой, но Макаренко ей не разрешил. Кате же даже в голову не приходило у кого-нибудь спрашивать позволения. В пять лет она забиралась на табуретку, объявляла гостям: «Выступает заслуженная артистка Украинской эсэсэр Екатерина Макаренко!» — и читала стишок. Макаренко она себя называла в пику папе, в его ссорах с матерью сестра всегда вставала на ее сторону.

Наш отец поэт Сергей Васильев. Фото: из архива А. Васильева

Катя с детства росла свободолюбивой. Мать с ней не справлялась, а отцу было не до детей — он занимался творчеством.

Отец — известный поэт, лауреат Госпремии имени Горького, получал большие гонорары, у нас были государственная дача в «Мичуринце» рядом с Переделкино, домработница и шофер.

Мама очень хотела учиться, пошла опять в иняз на французское отделение — она мечтала поехать во Францию, чтобы увидеть своего настоящего отца Виталия Макаренко. Папа патологически ревновал маму, после занятий каждый вечер встречал ее. И не дай бог кому-нибудь из лиц мужского пола находиться в радиусе десяти метров от его красавицы Олимпиады!

В итоге мама отца полюбила. Но это оказалась трудная любовь... Характер у него был тяжелый. Мало того что ревнивый, так еще и вдобавок любил погусарить. Бил морды постоянно, столы переворачивал. Даже Борис Пастернак подрался единственный раз в своей жизни, и то — с моим отцом.

Как-то поэты встретились в ресторане ЦДЛ. О чем-то поспорили, и вдруг папа, который не особо ценил творчество Пастернака, сказал ему: «А ты молчи, тебя вообще никто не читает». Он искренне так думал и писал в своей пародии на Пастернака: «Принципиально я надел на космос коромысло, чтоб отличить никто не смел бессмыслицу от смысла». Взбешенный Пастернак полез в драку, но силы были неравными...

Когда отец получал очередной большой гонорар, он шел в ресторан ЦДЛ и всем, кто встречался у него на пути, раздавал деньги. На следующий день маме звонил директор ресторана:

— Лиля, придите возьмите у меня деньги.

— Какие деньги?

— Вчера Сережа их всем раздавал. Я подошел и попросил у него взаймы большую сумму, слава богу, он отдал все, что у него осталось...

А эту историю мне рассказала Лена Глебова, дочка актера Петра Глебова. Как-то мой отец пригласил на танец ее маму, Марину Алексеевну. Решил приударить за красавицей, а та отказалась, и он в ярости перевернул их стол. Марина Алексеевна в испуге спряталась за портьеру, а папа бегал по всему ЦДЛ, ее искал. Думаю, так было принято себя вести всем безумцам-поэтам, вот он имидж и поддерживал.

Однако мама «поддерживать его имидж» устала и в итоге ушла от него с двумя детьми. Последней каплей стало то, что он изменил ей с домработницей. Как-то Олимпиада Витальевна вернулась на дачу и застала их вдвоем. Она, может, и закрыла бы глаза на интрижку, но больше всего маму возмутило, что домработница облачилась в ее ночнушку. Этого она простить никак не могла и немедленно подала на развод. Отец не ожидал от жены такого решительного шага, умолял простить его, хотел покончить с собой, даже попал в психушку. Он-то ведь был в себе уверен, говорил: «Да куда она от меня с двумя детьми денется?»

Фотограф Валерий Плотников

Мне не было четырех, а Кате — почти двенадцать, когда родители развелись. Отец сказал на суде: «Я буду давать двести рублей на Антона и Катю до их совершеннолетия». И исправно носил эти деньги маме каждый месяц, пока был жив. Катя успела выйти замуж за Соловьева, развестись с ним, расписаться с Рощиным, а папа продолжал давать деньги. Были еще и щедрые подарки: велосипед, часы, пишущая машинка — стоило только попросить.

Ухода отца из семьи я по малости лет не осознавал, но перемену почувствовал. Меня сразу же определили на пятидневку, летом стали отправлять на все три месяца с садиком во Внуково и Малеевку. Помню, так обиделся на маму за это, что когда она приехала меня проведать, даже не подошел к ней.

А Катя сразу же пустилась во все тяжкие! Маму она моментально скрутила в бараний рог. Я-то всегда был под ее мощнейшим влиянием. Чуть что не так — сестра прикрикнет, притопнет. Побаивался ее, хотя и понимал, что она меня любит.

Помню, как обожал слушать ее рассказы и, главное, верил всему, что она говорила, безоговорочно. Катя возвращалась из школы или института и принималась в красках описывать все, что там видела: в ее рассказах это выглядело смешно, весело и интересно. Совсем не так, как в жизни...

Мы с мамой и сестрой оказались в коммуналке. Наши с мамой две большие комнаты соединялись в одну, а Катя жила в бывшей комнатке для домработницы. Она была крохотной, метра три. Катины друзья в шутку назвали эту каморку «два восемьдесят семь» — в честь бутылки водки за два рубля восемьдесят семь копеек. В этой легендарной комнатке собиралась московская богема, все сидели друг у друга на головах, спали, не раздеваясь, поперек кровати.

Катя легко поступила на актерский. Все уже в киношном мире знали, что есть такая начинающая талантливая артистка Екатерина Васильева. ВГИК, Катя в центре. Фото: из архива А. Васильева

Летом мама уезжала в санаторий, поручив все заботы обо мне Кате. Но деньги, оставленные на мое пропитание, Катина компания пропивала в первый же день.

Чтобы я не умер с голоду, сестра покупала готовые котлеты в кулинарии. По-моему, кроме хлеба, в них больше ничего не было. Да и котлет не хватало. Тогда Катя пускалась на хитрость: разрезала их вдоль и жарила три половинки вместо трех котлет.

— Кать, я еще хочу!

— Хватит! Ты уже и так три котлеты съел!

Мне становилось стыдно, что я такой прожорливый...

Под влиянием сестры и ее окружения уже в десять лет был диссидентом. В пионерлагере под моим командованием ночью мы портили плакаты с портретами дяденек из политбюро. Ничего специально для этого Катя не делала, но я все время был рядом, в ее компании, и слышал песни, анекдоты, разговоры.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Надежда Румянцева. Звезда, которая вовремя покинула экран Надежда Румянцева. Звезда, которая вовремя покинула экран

О любимице советских зрителей Надежде Румянцевой — в рассказе ее мужа

Коллекция. Караван историй
Родня: каково положение современных Романовых в России и есть ли у них право на императорское наследство? Родня: каково положение современных Романовых в России и есть ли у них право на императорское наследство?

Есть ли у современных Романовых права на императорское наследство

Esquire
Детка, ты просто космос Детка, ты просто космос

На счету 14-летней Анны Пересильд уже несколько крупных ролей в кино

VOICE
Когда драконы были большими: что мы знаем о приквеле «Игры престолов» Когда драконы были большими: что мы знаем о приквеле «Игры престолов»

Что мы знаем о о приквеле «Игры престолов» — «Дом дракона»

Cosmopolitan
Слип-трип Слип-трип

Сколько нужно спать и чем сон может быть опасен

Men Today
Операция Х. Первый танковый бой в истории РККА: Т-26 против итальянских огнеметных танкеток Операция Х. Первый танковый бой в истории РККА: Т-26 против итальянских огнеметных танкеток

Первый танковый бой: все пошло не так с самого начала...

Maxim
Прокачайся онлайн Прокачайся онлайн

Большинство людей по-прежнему хотят делать многие вещи онлайн

Здоровье
Хлеб и говядина: ученые назвали самые вредные продукты в мире Хлеб и говядина: ученые назвали самые вредные продукты в мире

Если ты слышишь словосочетание «вредные продукты», то что представляешь?

Cosmopolitan
Не только «файф-о-клок»: все о традиции английского чаепития Не только «файф-о-клок»: все о традиции английского чаепития

Рассказываем об истории и основных правилах afternoon tea

Популярная механика
Генетики подтвердили родство между Сидящим Быком и его правнуком Генетики подтвердили родство между Сидящим Быком и его правнуком

Генетикам удалось извлечь ДНК из волос индейского вождя Сидящего Быка

N+1
Порядочные связи. Надежные USB-кондомы и еще 5 средств для защиты в сети Порядочные связи. Надежные USB-кондомы и еще 5 средств для защиты в сети

Что может помочь обезопасить личные данные и сохранить конфиденциальность?

Цифровой океан
Где искать витамины? Где искать витамины?

Можно ли получать витамины с едой или нужно принимать дополнительно?

Здоровье
«Я больше не боюсь ездить в лифте»: как гипноз спасает от панических атак «Я больше не боюсь ездить в лифте»: как гипноз спасает от панических атак

Как работает гипноз и может ли он действительно помочь?

Psychologies
Одиночное плавание Одиночное плавание

Есть люди, которые вообще не ассоциируются с возрастом. В их числе – Дельфин

Grazia
Кому и за что дали Нобелевские премии по естестественным наукам в 2021 году Кому и за что дали Нобелевские премии по естестественным наукам в 2021 году

Выбор лауреатов Нобелевской премии показывает текущее состояние мировой науки

СНОБ
Кислотность Кислотность

Что мы знаем о кислотности желудочного сока?

Maxim
«Ни одного года мы не ели хлеба вволю» «Ни одного года мы не ели хлеба вволю»

«В соседнем селе 7 июня умерли с голоду в один день шестнадцать человек»

Наука
Исследование: покупатели больше доверяют компаниям с короткими и простыми названиями Исследование: покупатели больше доверяют компаниям с короткими и простыми названиями

Название бренда влияет на то, как к нему относятся покупатели

Inc.
Джейсон Стейтем Джейсон Стейтем

Джейсон Стейтем — воплощение мужественности, брутальности и сексуальности

Maxim
Как топ-менеджер платежного сервиса последовала примеру Amazon и заработала $555 млн Как топ-менеджер платежного сервиса последовала примеру Amazon и заработала $555 млн

Как Алиса Генри вошла в рейтинг богатейших self-made женщин Америки

Forbes
Грамотность для жизни Грамотность для жизни

Что такое функциональная грамотность и как ей можно научить

Наука
Автомобильные бренды, которые появились в XXI веке Автомобильные бренды, которые появились в XXI веке

Угадаешь, какой бренд из России?

Maxim
Беру деньги за лишние сантиметры: эскортницы рассказали о своих проблемах Беру деньги за лишние сантиметры: эскортницы рассказали о своих проблемах

У девушек по вызову есть проблемы, о которых никто даже не догадывается

Cosmopolitan
Длиною в жизнь Длиною в жизнь

Жизнь человека как биологического вида конечна?

Grazia
Мобильные данные Мобильные данные

Сегодня мы заливаем в машину не только топливо, но и гигабайты информации

GQ
Удивительные технологии заточки ножей Удивительные технологии заточки ножей

Как бы аккуратно вы ни пользовались ножом, он неизбежно затупится

Популярная механика
Александра Морозова: «Мне нравится показывать свое тело – это красиво!» Александра Морозова: «Мне нравится показывать свое тело – это красиво!»

Певица Александра Морозова – больше не Мамина Дочь

Cosmopolitan
Идеально для зимы! Всё об аугментации губ — попрощайся с сухостью и шелушением Идеально для зимы! Всё об аугментации губ — попрощайся с сухостью и шелушением

Что такое аугментация губ

Cosmopolitan
Правда ли, что Луна с каждым годом все дальше от Земли? Правда ли, что Луна с каждым годом все дальше от Земли?

Спутник Земли отдаляется от материнской планеты все дальше и дальше...

Популярная механика
Магазин на диване Магазин на диване

Как нас заставляют тратить больше, чем мы собирались, и как этого избежать?

Psychologies
Открыть в приложении