Три года в Долине строил мессенджер и закрыл его: что сделал не так Юрий Лифшиц и какие уроки вынес из провала
Теперь он работает над проектом для DAO и уже привлёк $1 млн на свою идею.
Юрий Лифшиц и Степан Коршаков запустили мессенджер Openland в 2018 году — он должен был помочь найти собеседников по интересам и новые знакомства.
31 октября проект закроют, в сумме у него было чуть больше 100 тысяч пользователей. Если интересных частных предложений в ближайшее время не поступит, Openland выложат в open source, рассказал Лифшиц vc.ru.
Он считает, что команде «удалось сделать хороший продукт для профессионалов и предпринимателей, но не хороший бизнес».
Почему не удалось? Тут может быть две причины. На рынке всё-таки нет места для нового мессенджера. Тем более, что старые мессенджеры не стояли на месте. На западе это, в первую очередь, Discord, который превратился из сервиса для геймеров в сервис общего назначения. Мы просто не смогли с нашими ресурсами противостоять другим игрокам.Во-вторых, мессенджеры растворились в других продуктах — они есть сейчас в любых приложениях, в которые людям нужно общаться, от Airbnb до банковских приложений. Юрий Лифшиц, сооснователь Openland
Перед решением о закрытии Openland вёл около 20 переговоров о потенциальной продаже компании, но все предварительные предложения не были «достаточно привлекательными», рассказал Лифшиц.
Он пояснил, что при продаже деньги могли получить только основатели. При этом, чтобы получить первые 25% суммы, нужно было проработать в компании-покупателе минимум год. Стоимость, в которую оценили мессенджер, и потенциальных покупателей он не раскрывает.
Лифшиц рассказал, какие уроки извлёк, три с половиной года строя проект на рынке с конкурентами вроде Discord и Telegram, и новом проекте — операционной системе для децентрализованный автономных организаций или DAO.
Правильно выбирать рынок
Заходить в мессенджеры без радикально другого взгляда, на несколько лет позже основных игроков и с минимальным финансированием было слишком дерзко, признаёт Лифшиц.
Но нам казалось, что комьюнити-мессенджер — это достаточно радикальное отличие от существующих игроков. Сейчас я не думаю, что профессиональный или комьюнити-мессенджер может быть успешен на уровне мессенджеров для личных переписок.У приложения, в котором о чём-то пишут малознакомые люди, и лишь каждый десятый может быть полезен на 1%, да ещё и без мамы в соседнем чате процент пользы очень незначительный. Юрий Лифшиц, сооснователь Openland
Надо играть на рынке, где среда поддерживает, считает Лифшиц: ветер дует в спину, а инвесторы готовы вкладываться в проекты без прогресса, потому что им интересен сам рынок. На рынке мессенджеров среда не такая.
Серьёзнее относиться к маркетингу
«По сравнению с качественной работой над продуктом на уровне маркетинга мы работали ниже планки», — считает Лифшиц.
Чтобы привлекать новых пользователей, мессенджер искал лидеров мнений и профессионалов. Те должны были создавать сообщества и приглашать туда свою аудиторию. Это получалось, но убедить лидеров активно заниматься чат-сообществом — нет.