Дискаунтеры захватывают российский рынок

АгроинвесторБизнес

Дешево и сердито

Дискаунтеры захватывают российский рынок

Александр Левкин

В России наблюдается расширение сетей дискаунтеров продовольственных товаров. Розничные магазины для экономных покупателей быстро стали главным конкурентом для традиционных супермаркетов и магазинов у дома. В то время как потребители стремятся приобрести качественные продукты по более низким ценам, дискаунтеры становятся новой силой в мире ритейла. В ближайшей перспективе данный формат торговли продолжит расти, в долгосрочной — когда магазинов сниженных цен станет слишком много — может начаться обратный процесс супермаркетизации, прогнозируют эксперты.

Дискаунтеры — это магазины низких цен, где бо́льшая часть ассортимента продается со скидкой, ниже среднерыночной цены. При этом общее количество единиц складского учета (SKU) в них значительно меньше, чем в супермаркетах, магазинах у дома и других сопоставимых форматах. Подбирая ассортимент, они обычно ограничиваются самыми ходовыми позициями с наиболее выгодной ценой.

Существуют «мягкие», «жесткие» и «ультражесткие» дискаунтеры, которые различаются по площади, торговому оборудованию, ассортименту и ценовому предложению. Например, «мягкие» дискаунтеры предлагают относительно широкий ассортимент товаров с невысокими ценами, в то время как «жесткие» сосредотачиваются на ограниченном, но очень дешевом ассортименте.

Ключевые отличия таких магазинов от традиционных супермаркетов — более узкий ассортимент товаров, оптимизация на бизнес-процессах и торговом оборудовании, уточняет гендиректор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. «Самое главное, о чем многие сети российских дискаунтеров пока забывают и тем самым идут по неверному пути, — это существенная доля собственных торговых марок (СТМ), — подчеркивает он. — Только они позволяют полностью контролировать товаропроводящую цепь, так как, заказывая продукцию под своим брендом, есть возможность устанавливать правила и условия производства, рецептуру и стоимость конечного продукта». Если брать за основу американский и европейский аналоги данного формата, где доля проникновения СТМ превышает 70–80 %, а иногда и 90 % общего ассортимента, то только такие магазины правильно будет называть дискаунтерами, обращает внимание эксперт.

Секреты популярности

По данным NielsenIQ, продажи в дискаунтерах с марта 2022 по март 2023 года выросли на 19,7 %. Аналитики подсчитали, что 29 % россиян ходят в «жесткие» дискаунтеры раз в неделю, еще 29 % — два-три раза в месяц, а 21 % — раз в месяц. Только 5 % покупателей ходят в них раз в два-три месяца.

При этом данный формат развивается быстрее других в ритейле. Сеть дискаунтеров «Магнита» — «Моя цена» — к декабрю прошлого года выросла до 700 магазинов в 63 регионах России. В III квартале 2022-го рост сопоставимых продаж «Моей цены» превысил 50 % год к году.

X5 Group расширила сеть дискаунтеров «Чижик» к концу марта 2023 года до 591 магазина. Чистая выручка этой сети выросла в январе — марте в пять раз по сравнению с показателем за аналогичный период годом ранее, до 18,7 млрд руб. В целом же компания планирует открыть в 2023-м около тысячи таких магазинов.

Федеральные ритейлеры все чаще запускают магазины сниженных цен, поддерживая тенденцию галопирующей динамики развития этого направления торговли, комментирует директор дивизиона коммерции и маркетинга компании «Сибагро» Петр Мизонов. «Так появились “Моя цена”, “365+” и “Чижик” — низкоценовые сегменты “Магнита”, “Ленты” и Х5 соответственно. Локальные сети, такие как сибирская ГК “Лама”, бурятский ритейл “Продукты от Титана”, также вывели формат дискаунтеров на потребительский рынок. Их магазины “Первоцен” и “Стопцен” насчитывают уже несколько десятков адресов», — знает он.

Зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов также отмечает, что продажи в дискаунтерах растут быстрее, чем в магазинах других форматов. В частности, в «жестких» дискаунтерах реализация товаров и в денежном, и в натуральном выражении увеличивается двузначными темпами. А многие федеральные сети пробуют себя в этом направлении, порой совмещая дискаунтеры разных форматов.

Есть несколько причин такой активности. Партнер исследовательского агентства M. A. Research Анна Синявская выделяет три. Во-первых, дискаунтеры изначально не прижились на российском рынке, поэтому быстрое развитие было значительно позже, чем у других торговых форматов. Во-вторых, произошло это в условиях длительного падения реальных доходов населения на фоне повышающейся инфляции, что вынудило покупателей экономить. В-третьих, созданием дискаунтеров занялись федеральные сети, ресурсы которых намного больше.

Стратегия «Магнита» предполагает представленность во всех основных форматах современного ритейла, что позволяет покрывать как можно больше покупательских миссий и потребительских запросов, объясняет представитель компании. Так, в продовольственном сегменте ритейлер развивает сети магазинов у дома, супермаркетов и суперсторов, онлайн-сервисы, а также дискаунтеры. В данном формате «Магнит» представлен с 2020 года — с запуска сети «Моя цена» в ответ на быстро меняющуюся экономическую ситуацию и потребительское поведение. В начале 2023-го компания запустила сеть «жестких» дискаунтеров В1 («Первый выбор»).

В Восточной Сибири уже девять лет работает сеть дискаунтеров «ХлебСоль», принадлежащая ГК «Слата» (с 2022 года группа вошла в стратегический альянс с X5 Group). Она открылась в ноябре 2014-го в Иркутске, на тот момент компания уже развивала сеть супермаркетов в своем регионе. По словам руководителя отдела PR торговых сетей «Слата» и «ХлебСоль» Яны Абалымовой, решение о развитии дискаунтера было ответом на экономические реалии того времени. В отличие от формата супермаркетов, сеть дискаунтеров можно было легко масштабировать, а покупателям был интересен небольшой и светлый магазин с самыми нужными и востребованными товарами на каждый день по комфортным ценам. В среднем площадь таких торговых точек составляет около 350 м2, что в 1,5–2 раза меньше, чем у формата супермаркетов, ассортимент 1–1,5 тыс. SKU, 30 % из которого товары под собственными торговыми марками. «А еще небольшой штат в магазине, минимальный маркетинг — все это в совокупности позволяло значительно снизить инвестиции и операционные затраты и делать в среднем около 50 открытий в год, — делится спикер. — Мы были первыми в Иркутской области, кто начал развивать сеть именно в формате “мягкого” дискаунтера». Сейчас на территории данного региона, а также Забайкальского края и Бурятии насчитывается уже порядка 285 дискаунтеров.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пираты, комиксы и звездные войны: самые дорогие фильмы всех времен Пираты, комиксы и звездные войны: самые дорогие фильмы всех времен

Десятка самых дорогих когда-либо существовавших фильмов — в нашем материале

Forbes
Фанни Ардан: «Я обязательно вернусь» Фанни Ардан: «Я обязательно вернусь»

Актриса Фанни Ардан о русской культуре и фильме «Дворец»

Grazia
Лес у реки Лес у реки

«Зеленые легкие планеты, первобытная среда обитания»

Вокруг света
Заморозить развитие: почему криобанки — это технологии будущего Заморозить развитие: почему криобанки — это технологии будущего

На самом деле уже очевидно, что не за горами новый король — биотех

Forbes
Удивительные шишки Удивительные шишки

У каких деревьев бывают шишки? И какие они?

Наука и жизнь
Соль Лондона Соль Лондона

Несколько картинок из жизни безумной лондонской квартирки и ее хозяйки

Seasons of life
Дайте лыжню! Дайте лыжню!

История российского биатлона

Men Today
Елена Скрынник: «Сильному духу все подвластно» Елена Скрынник: «Сильному духу все подвластно»

Елена Скрынник о ее карьере, детях и о настоящем и будущем нашей страны

Караван историй
Городская легенда Городская легенда

Tank 300 City. Теперь и в ритме мегаполиса

Автопилот
Подзарядка батареек Подзарядка батареек

Чтобы повысить энергетический потенциал, прислушайся к нашим советам

Лиза
Человек, который по ночам сочиняет музыку Человек, который по ночам сочиняет музыку

Возможно ли больше 30 лет провести в шоу-бизнесе, не заигрывая с низким вкусом?

СНОБ
Genesis GV80. Премиальный — не значит дорогой Genesis GV80. Премиальный — не значит дорогой

Genesis GV80 — альтернатива премиальным кроссоверам BMW и Medcedes

4x4 Club
Жизнь других Жизнь других

Почему мы невольно начинаем подстраиваться и как найти «настоящего себя»?

Grazia
Чем богаты, тем и рады Чем богаты, тем и рады

Что мы хотим получить на самом деле, когда раскошеливаемся на люкс

VOICE
Диет-советы к празднику Диет-советы к празднику

Как легко похудеть к 31 декабря

Лиза
Очень нужный сервис: зачем в СССР звонили по номеру 06 Очень нужный сервис: зачем в СССР звонили по номеру 06

Для чего существовал номер 06 в СССР? Давайте вспоминать!

ТехИнсайдер
Дофаминовый декор: какие изменения нужно внести в интерьер, чтобы стать счастливее Дофаминовый декор: какие изменения нужно внести в интерьер, чтобы стать счастливее

Хочешь знать, каким должен быть интерьер для счастья?

VOICE
Боевые измерения Боевые измерения

Строится орбитальная инфракрасная сеть для обнаружения гиперзвуковых целей

Наука
Как продвигать товары внутри маркетплейсов: инструкция для начинающих селлеров Как продвигать товары внутри маркетплейсов: инструкция для начинающих селлеров

Как начинающим предпринимателям продвигать свои товары и какие инструменты есть

Inc.
Физики обжали скирмионную струну хопфионным кольцом Физики обжали скирмионную струну хопфионным кольцом

Физики пронаблюдали образование хопфионных колец вокруг скирмионных струн

N+1
7 неочевидных признаков того, что вас не уважают 7 неочевидных признаков того, что вас не уважают

Признаки того, что ваши слова не имеют никакого веса для других людей

Maxim
Обретенная история Обретенная история

Книга Михаила Бирюкова о Мстёре — поселке иконописцев — и настоящем чуде

Seasons of life
Как родить здорового ребенка: ответы на топ-5 вопросов всех будущих мам Как родить здорового ребенка: ответы на топ-5 вопросов всех будущих мам

У будущих мам всегда много вопросов о здоровье — своем и малыша

Psychologies
Доход, защищенный в грунте Доход, защищенный в грунте

Инвестиционная привлекательность тепличного овощеводства России в 2023 году

Агроинвестор
Офлайн — новый черный: почему брендам сегодня нужно общаться с клиентами вживую Офлайн — новый черный: почему брендам сегодня нужно общаться с клиентами вживую

Как и зачем компании развивают направление офлайн-активностей

Inc.
Дом-2 Дом-2

Как российское кино и сериалы прописались на даче

Weekend
Конфликт с начальством Конфликт с начальством

Как себя правильно вести и не испортить репутацию

Лиза
Традиции русской мысли о развитии и пространстве Традиции русской мысли о развитии и пространстве

Почему для российской урбанистики важно понимать, что есть живое

Монокль
Внешняя торговля: друзья и недруги Внешняя торговля: друзья и недруги

Страновая и товарная структура экспорта и импорта стабилизировалась

Монокль
Стальной путь Стальной путь

Мелькают окна вагонов, мелькают кадры фильмов

Знание – сила
Открыть в приложении