Внешняя торговля: друзья и недруги
После того как российская внешняя торговля смогла переориентироваться с Запада на Восток, страновая и товарная структура экспорта и импорта более или менее стабилизировалась. Но риски усиления вторичных санкций остаются
Российская внешняя торговля смогла переориентироваться на Восток, в первую очередь на Китай. Более того, по многим показателям наша торговля с Китаем уже превзошла пиковые показатели торговли с ЕС предыдущих лет. Как рассказал на совещании президента с членами правительства временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ Руслан Давыдов, за девять месяцев 2023 года товарооборот с Китаем увеличился на 35 млрд долларов (+27%). При сохранении таких темпов, по его прогнозу, к концу года объемы российско-китайской торговли могут достигнуть 215–220 млрд долларов.
Произошло во внешней торговле РФ и много других изменений, хотя кое-что, на удивление, осталось практически неизменным.
С высоты птичьего полета
Начнем с общих цифр. К сожалению, в современных условиях ФТС дает доступ только к очень ограниченному набору данных, да и то с большой задержкой. Сейчас даже самые общие показатели доступны только по январь 2023 года. Банк России более щедр на статистику. Конечно, данные платежного баланса не полностью соответствуют показателям экспорта и импорта товаров, так как говорят о проведенных платежах по внешнеторговым сделкам, которые не всегда синхронизированы с самими поставками товаров, но достаточно близки с ними. Например, расхождение цифр платежного баланса и ФТС по экспорту за 2022 год составило всего 0,1% (0,25% за 2021-й), по импорту составило уже 6,7% (3,6% за 2021 год).
Итак, по методике платежного баланса экспорт России в январе–сентябре 2023-го сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на треть — на 29,8% — и на 7,5% по сравнению с 2021 годом. Тут будет нелишним напомнить, что 2022 год был рекордным для российского экспорта энергоносителей, во многом за счет аномально высоких цен на них в мире. В то же время импорт в январе–сентябре 2023 года вырос на 16,1% по сравнению с 2022-м и на 3,8% по сравнению с 2021-м. Однако нужно учитывать, что на этих показателях отразился рост цен из-за санкций и последовавшего за ними увеличения трансакционных и транспортных издержек, а также частичного перехода на параллельный импорт.
Изменение физических объемов поставок без статистики ФТС можно оценить по объемам погрузки морских портов и экспортных поставок по железной дороге. По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов России за январь–сентябрь 2023 года увеличился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 9%. Экспортных грузов перегружено на 7,3% больше, импортных грузов — на 9,2%, транзитных — на 11,5%.
В свою очередь, по оперативным данным РЖД, погрузка за январь–сентябрь 2023 года составила 926,8 млн тонн, что на 0,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. К сожалению, РЖД экспортные поставки в этой статистике не выделяет. Есть только данные по погрузке экспортных грузов в порты, которая выросла в январе–сентябре на 2,4% и составила 251,8 млн тонн. Перевозки контейнеров в январе–сентябре выросли на 13,1%, при этом на внутренние перевозки пришлось чуть больше 40%, остальное, видимо, на внешние.
Как видим, рост импорта в денежном выражении идет не только за счет роста цен, но и за счет роста объемов физических поставок, а вот по экспорту снижение наблюдается на фоне роста физических объемов, то есть падение цен на российские товары оказалось еще больше, чем можно было бы предположить из данных платежного баланса.
С англосаксами не торгуем
Разобраться со страновой структурой российского экспорта и импорта без статистики ФТС будет, конечно, сложно. К сожалению, такую детализацию сейчас не дает и ЦБ. Остается полагаться на «зеркальную» статистику стран — торговых партнеров России. Европейский аналитический центр Bruegel собрал такие данные по 38 странам, полагаясь на их статистические и таможенные ведомства, а также на данные статистической службы ЕС (Eurostat). Список включает 27 стран Евросоюза, Китай, США, Южную Корею, Японию, Индию, Великобританию, Турцию, Швейцарию, Норвегию, Бразилию и Казахстан.
Суммарный объем российского экспорта, о получении которого отчитались эти государства, за восемь месяцев 2023 года соответствует 83% экспорта товаров из России за этот период по методологии платежного баланса. Объем же импорта из этих стран в Россию соответствует 63,6% импорта, отраженного в данных ЦБ. Сведя данные Bruegel и ЦБ, можно примерно оценить долю стран в российском импорте и экспорте.
Если воспользоваться этим методом, получится, что доля ЕС в российском экспорте за первые восемь месяцев года сократилась с 38,9% в 2021 году до 14,2% в 2023-м, доля США — с 6,8 до 1,2%, доля Великобритании с 3,3% упала практически до нуля. Доля Китая, наоборот, выросла с 16,1 до 29,9%, Индии — с 1,6 до 15,2%, Турции — с 6 до 11,5%.