Доход, защищенный в грунте
Инвестиционная привлекательность тепличного овощеводства России в 2023 году
Производство овощей в закрытом грунте на протяжении последних восьми лет оставалось одним из драйверов роста общих вложений в АПК. В сектор пришло много непрофильных игроков, а старые комплексы получили новый импульс для развития. Но с насыщением рынка продукцией сокращалась и поддержка данного сегмента, а с ростом затрат уменьшалась рентабельность бизнеса. Однако в сравнении с другими отраслями ситуация в тепличном производстве выглядит вполне оптимистично. И хотя уровень доходности по итогам этого года, вероятно, снизится, сектор по-прежнему остается привлекательным для инвесторов, считает автор этой статьи.
Аграрно-промышленный комплекс в XXI веке стал самым стабильно и уверенно развивающимся сектором народного хозяйства России. Несмотря на тот факт, что более половины площадей в нашей стране относятся к зонам рискованного земледелия, а за последние 15 лет прошлого столетия мы растеряли значительную часть сельскохозяйственных мощностей и научного потенциала, восстановление и быстрое развитие почти всех направлений АПК стало возможным благодаря масштабным частным инвестициям и мощной поддержке государства.
Сравнение динамики развития отдельных отраслей позволяет вывести почти прямую зависимость от целевых госпрограмм, которые на разных этапах включают самый широкий перечень вариантов поддержки, начиная от льготных кредитов и возврата части вложений и заканчивая снижением налогового бремени, субсидиями на расходные материалы, сырье и прочие средства производства.
Инвесторы в овощеводство в защищенном грунте долгое время оставались главными бенефициарами государственной поддержки. По расчетам исследовательской компании «Технологии Роста», в отдельные периоды с 2015 по 2020 год на новые тепличные проекты государство выделяло до 35 % всех средств целевых программ, а ведущие российские банки ежегодно оформляли долгосрочное льготное кредитование для нескольких десятков промышленных теплиц каждый. Инвестиционная привлекательность отрасли была настолько высока, что круглогодично выращивать овощи в защищенном грунте захотели сотни инвесторов. В итоге всего за восемь лет новые промышленные теплицы совершили абсолютный переворот не только в самом секторе, но и на российском товарном рынке свежих несезонных овощей, а также в потребительском поведении.
Цены на овощи по-прежнему растут
Достижения отрасли проще всего показывать в цифрах. Так, согласно оценке «Технологий Роста», за последние 10 лет общая площадь зимних и весенних теплиц у отечественных сельхозпредприятий расширилась почти в 1,5 раза. При этом валовой сбор овощей, выращенных в закрытом грунте, за этот же период увеличился в 2,8 раза. Таким образом, влияние технологичных факторов оказалось вдвое сильнее экстенсивного роста в секторе.
От фактического «нуля» в 2012 году Россия пришла к весьма высокому уровню самообеспеченности свежими томатами и огурцами в любое время года, причем в очень широком ассортименте. По крайней мере, во всех крупных и средних городах европейской части России.
С другой стороны, быстрые темпы насыщения внутреннего рынка и успешное вытеснение основной части зарубежных аналогов привели к прекращению масштабной финансовой поддержки отрасли со стороны государства. Конечно, отдельные меры и программы сохранились, но их объемы несоизмеримо малы по сравнению с уровнем помощи предыдущей пятилетки.
Резонно возникает вопрос: является ли тепличный бизнес все еще привлекательным для частных инвесторов? Для этого стоит посмотреть на динамику среднегодовой стоимости двух основных овощей, выращиваемых в современных российских теплицах. В частности, прирост цен реализации огурцов защищенного грунта в 2022 году по сравнению с 2012-м составил 67 % (что примерно соответствует темпам общей инфляции), томатов — 119 % (заметно опережает ее).