Елена Скрынник: «Сильному духу все подвластно»
Перед вами новая рубрика «История успеха».
В ней мы будем рассказывать о выдающихся личностях нашего времени, которые достигли самых высоких результатов в своем деле.
В первом выпуске представляем Елену Скрынник — государственного деятеля, министра сельского хозяйства с 2009 по 2012 год, главу группы компаний ЕS Group, инвестора, благотворителя, эксперта в сфере цифровизации и многих других областях.
Практически с нуля Елена Скрынник создала лизинг в нашей стране, а затем, будучи министром сельского хозяйства, стала народной героиней, изгнав с отечественного рынка «ножки Буша» и заложив фундамент дальнейшего развития сельскохозяйственной отрасли России с 2001 года.
Сегодня Елена Борисовна ведет активную благотворительную работу, развивает систему реабилитации инвалидов, лишившихся возможности ходить в результате различных заболеваний и травм. Благодаря Скрынник в России появилась уникальная технология, которая в прямом смысле слова ставит людей на ноги. Ее усилиями в стране создаются лаборатории по производству современных протезов, а сплоченная команда лучших специалистов творит чудеса, возвращая людям возможность жить полноценной жизнью.
Мы поговорили с Еленой Скрынник о ее карьере, детях и, конечно, о настоящем и будущем нашей страны.
— Елена Борисовна, впервые на обложке я увидела вас очень давно — в журнале «Лица» холдинга «Совершенно секретно», вы тогда возглавляли «Росагролизинг», потом — в «Лицах года», когда вы были в статусе министра сельского хозяйства. Сегодня вы возглавляете ЕS Group, занимаетесь инвестициями, благотворительностью, а также и инновационными роботизированными системами Walkbot для восстановления навыков ходьбы. Об этом мы с вами еще обязательно поговорим, но я хочу вспомнить о прошлом. Вы были действительно народным министром, к вам мог напрямую обратиться любой фермер, а когда вы победили «ножки Буша», вообще стали народной героиней в масштабе всей страны. Как это начиналось?
— Я была назначена министром сельского хозяйства в 2009 году, председателем правительства тогда был Владимир Владимирович Путин. Под его руководством реализованы многие актуальные на то время задачи. В первый же месяц работы мной была представлена доктрина продовольственной безопасности, что я считаю главным. Мы наглядно увидели, сколько у нас производится продукции и сколько продукции потребляется. Это дало полное представление о том, что нужно делать, чтобы защитить страну, и понимание того, сколько нам нужно произвести своего продовольствия. Мы изучили цифры и приняли соответствующие программы по производству мяса птицы, говядины, молока и так далее для того, чтобы в кратчайшие сроки увеличить объемы производства, что и было сделано.
Но вначале требовались определенные меры, в частности — сокращение объема ввоза куриных окорочков из Америки, так называемых ножек Буша. Никто не мог справиться с ними, это была настоящая экспансия американского мяса, которое заполонило Россию и продавалось во всех торговых точках. При этом отечественное мясо птицы производилось в недостаточном количестве. Когда я увидела эти цифры, пригласила представителей наших компаний, и они мне четко сказали, что неконкурентоспособны, пока на рынке присутствуют «ножки Буша».
Мы стали изучать, как с этим справиться, и нашли выход. В то время я была знакома с министром сельского хозяйства США, которого назначили на этот пост со мной в один день. На переговорах был найден компромисс. Было доказано, что «ножки Буша» вредны, так как в них содержались хлор и сальмонелла, и при поддержке руководителя нашей страны их запретили.
В 2010 году я была первым министром, который способствовал организации встречи министров сельского хозяйства стран БРИК (присоединение ЮАР к объединению произошло позже). Уже тогда был виден огромный потенциал данного объединения, к которому в 2023 году выразили заинтересованность присоединиться еще порядка 40 стран.
— Скажите, а как вам удавалось безошибочно определять самые актуальные вопросы в отрасли?
— Объясняю. Я до этого возглавляла «Росагролизинг» и знала сельхозтоваропроизводителей и переработчиков во всех регионах Российской Федерации. Мне не составляло труда позвонить любому в отрасли, поговорить с ним и выяснить, что происходит. Прямую и неискаженную информацию я получала без посредников. Никто не боялся мне сказать о положении вещей, все знали, что всегда вникну, приму правильное решение и помогу. Когда решался вопрос по поводу производства мяса птицы, я собрала всех производителей, и они высказали свое мнение по поводу положения в отрасли. Этот вопрос был решен, как и другие, например поставки сухого молока из Беларуси, гранты начинающим фермерам, строительство семейных животноводческих ферм, льготные цены на дизельное топливо для аграриев, фермерские рынки и многое другое.
— Для кого-то это была серьезная потеря денег и бизнеса, вы очень рисковали.
— Когда стартует важное направление, оцениваешь риски, их не избежать. Для меня важно, что я не одна, а в команде. Я говорю не о команде моих исполнителей, а о команде руководителя. В то время я была менеджером отрасли, политикой не занималась. Все ключевые решения принимали Председатель Правительства и Президент Российской Федерации. Я действовала под их непосредственным руководством. Другой вопрос, что есть риски, и немалые. Но бывают побочные явления, от которых никто не застрахован. В тот период я качественно сделала свою работу.
— Достижения российской сельскохозяйственной отрасли президент Владимир Путин позитивно оценивает все последние годы, в том числе и на внешних рынках. Несколько лет подряд Россия — мировой лидер по экспорту пшеницы. Темпы сельхозпроизводства стабильно превышают динамику российской экономики в целом.
— Должна подтвердить, что без личной позиции лидера страны, его видения, личного контроля и поддержки аграрной отрасли достичь подобных результатов было бы невозможно.
Особо хочу выделить пять важных направлений. Первое, заложен базис долгосрочного развития зернового экспорта. Напомню, что в 2009 году на заседании Всемирного саммита по продовольственной безопасности ФАО ООН я заявляла о том, что в течение 10 лет Россия выйдет на стабильный экспорт зерна в 30–40 млн тонн в год. Так и произошло: на сегодняшний день объемы поставок на глобальный рынок находятся именно в этом прогнозном коридоре.
Второе, была решена проблема в птицеводстве. Нам удалось очистить рынок от небезопасной продукции, запустить масштабное импортозамещение, обеспечить государственную поддержку российским производителям мяса птицы. В результате объем его производства в 2009 году составил 5 млн тонн, притом что в 2000 году мы ввозили в страну около 1,4 млн тонн.
Третье, успешно решен вопрос с сухим молоком из Беларуси, которое поставляли в таком количестве и по таким ценам, что российские производители не могли конкурировать. Ситуация была крайне напряженной. Что было сделано: введены прогнозные балансы спроса и предложения. Ввозился тот объем сухого молока, который требовался рынку. Так что впервые за долгие годы нам удалось стабилизировать производство отечественного натурального молока на уровне 31 млн тонн.
Кроме того, мы смогли замотивировать инвесторов вкладывать в российское производство говядины. Сформировали культуру потребления отечественного красного мяса. За последние годы более чем в 10 раз увеличилась доля специализированного мясного и помесного крупного рогатого скота по сравнению с уровнем 2005 года.
Четвертое, был создан класс фермерства. Запущены соответствующие федеральные программы, системная поддержка в виде субсидий и грантов и фермерские рынки.
Пятое, впервые была использована такая форма поддержки сельхозпроизводителей, как льготное топливо аграриям — минус 30% от стоимости. Это позволило значительно увеличить производство зерновых и, соответственно, добиться позитивных сдвигов в животноводстве.
Но, повторю, без активного понимания необходимости вышеперечисленных перемен сделать это было бы невозможно.
— Елена Борисовна, в вашу бытность министром с вами могли пообщаться любые рядовые работники отрасли, никто не оставался без внимания, но и сейчас к вам люди идут за помощью по другому поводу. Вы занимаетесь инновационными роботизированными системами для восстановления функций ходьбы.
— К сожалению, вопросы реабилитации инвалидов в нашей стране продолжительное время оставались без должного внимания. Однажды во время поездки в Южную Корею я познакомилась с передовыми медицинскими разработками в данной сфере. Корейские аппараты системы Walkbot, которые я эксклюзивно поставляю в Россию, дают даже лежачим больным шанс встать на ноги. Лейсан — молодая девушка из Казани, недавно стала мамой. Не успев насладиться радостью материнства, Лейсан потеряла способность двигаться, поскольку у нее случилось кровоизлияние в мозг, инсульт. У Лейсан была парализована правая часть тела, она не могла говорить и двигаться. Но благодаря системе Walkbot и правильной реабилитации последствия инсульта для молодой девушки были минимизированы, Лейсан снова может ходить.