Жизнь других
Почему мы мимикрируем под других людей, что такое эффект хамелеона и при чем тут зеркальные нейроны – исследуем тему вместе с экспертами.
Каждый хоть раз в жизни испытывал эффект хамелеона, когда при взаимодействии с другим человеком мы невольно начинаем под него подстраиваться: копируем жесты, интонацию, мимику, а иногда даже полностью меняем манеру поведения. Тогда как разобраться, где «настоящий я» и в чем причины такой подстройки? Что для нас значит человек, которого мы отзеркаливаем, и все ли к этому склонны? А главное – как использовать этот бессознательный (или сознательный?) механизм в свою пользу?
Образец для подражания
Если понаблюдать за детьми, особенно дошкольного возраста, станет понятно, что их поведение в большей мере основано на подражании – преимущественно родителям и другим значимым взрослым, а затем и сверстникам, соседям и даже случайным прохожим. Вывод простой: сам по себе механизм копирования заложен в нас природой. Благодаря ему мы и получаем социальный опыт: учимся играть, общаться, уместно реагировать в разных ситуациях, узнаем о нормах поведения. Впрочем, отзеркаливание можно заметить и у подростков, только они в основном стремятся мимикрировать под группу, к которой хотят принадлежать. И здесь тоже все понятно: интуиция подсказывает – чтобы быть принятым в то или иное общество, нужно стать похожим на его участников. Так поступают и взрослые: устроившись на новую работу, совершенно нормально и логично понаблюдать за коллективом и постараться перенять какие-то особенности, чтобы быстрее адаптироваться. Тактика верна и с точки зрения эволюции: в древние времена изгоям и одиночкам выживать было гораздо сложнее, чем людям, которым удалось внедриться в группу. Но ситуация меняется, когда речь идет о личном взаимодействии с окружающими. И если вы не раз ловили себя на мысли «это как будто бы не я» в контакте с другим человеком, стоит разобраться, какие у этого могут быть причины.
На одной волне
Начать можно с классической для большинства психологических процессов оговорки: отзеркаливание собеседника может быть как осознанным, так и неосознаваемым. В первом случае уровень, конечно, продвинутый: человеку с хорошо развитым социальным интеллектом и коммуникативными навыками довольно легко сонастроиться с тем, в ком он заинтересован. Часто таких людей называют душой компании именно потому, что с ними легко, комфортно и интересно. Они не делают ничего специального (хотя и такое допустимо), а просто автоматически улавливают общее настроение группы и подключаются к этой волне. Им легко вести деловые переговоры, общаться с клиентами и руководителями, выстраивать доверительные отношения. И помогает в этом не единственный навык подстройки, а сразу несколько факторов в комплексе: особенности характера, воспитание, интеллект, эмпатия. Конечно, в идеале человеку должно быть в этом комфортно и гармонично, но бывает по-разному. «Зачастую мы даже не замечаем собственную перестройку, потому что привыкли действовать вразрез со своим характером во имя профессиональных и прочих целей. У этого явления даже есть термин: поведение со свободными чертами характера», – поясняет Санна Балсари-Палсуле, профессор Кембриджского университета. Пожалуй, самый распространенный пример свободных черт характера в современном обществе – псевдоэкстраверсия, когда интроверты по натуре на работе или в шумной компании «притворяются» активными, общительными и энергичными, чтобы соответствовать ожиданиям группы или в угоду каким-то целям.
Эффект хамелеона
Еще интереснее разворачивается ситуация, когда механизм отзеркаливания срабатывает неосознанно или вопреки нашим желаниям – это называется эффектом хамелеона. Под ним подразумевается поведение, основанное на бессознательном (и это ключевое) желании понравиться другому человеку, войти в его круг, создать ощущение похожести. Лучше всего этот процесс описывает фраза «Подражание – самая искренняя форма лести». Сам эффект хамелеона не просто красивое название, а психологическое явление. Его открыли в 1999 году ученые Университета Нью-Йорка Таня Чартранд и Джон Барг, которые провели серию социальных экспериментов с целью выяснить, при каких условиях активируется подражательство и почему. В первом исследовании один из ученых просто общался с испытуемыми, а другой совершал определенные жесты – покачивал ногой и касался лица. Итог предсказуемый: участники второй группы на 20% чаще касались своего лица и на 50% чаще двигали ногой. Во втором исследовании один экспериментатор имитировал жесты собеседника, не говоря ему об этом, а другой просто общался. В результате участники отмечали, что один из исследователей показался им намного приятнее и симпатичнее, конечно, речь шла о том, кто зеркалил их поведение. Все это говорит о том, что мимикрия работает в обе стороны: помогает расположить человека и почувствовать себя комфортнее в контакте с ним. Мы можем этого не знать, но наше бессознательное точно в курсе.