Удивительные шишки
Почему бы под Новый год не вспомнить о чудесном, натуральном украшении любого рождественского дерева, будь это ель, сосна или пихта? А, кстати, у каких ещё деревьев бывают шишки? И какие они?
Сразу скажем: шишки имеют только представители отдела голосеменных. Это группа такого же таксономического ранга, как цветковые растения. Их пути разошлись почти 400 млн лет назад, но эволюция шишек голосеменных и цветков цветковых шла аналогичными путями. Исходной точкой для тех и других стал побег, специализирующийся на размножении. Природа не очень изобретательна по части стратегии, но её тактические манёвры разнообразны. Это и привело, в частности, к появлению самых неожиданных форм шишек.
Итак, наша тема — обзор таких эволюционных находок, но для начала надо определиться с понятием «шишка». Каждый считает, что знает это, но бытовые представления в отличие от научных субъективны и не всегда совпадают с ними. Как пример несовпадения можно привести генеративные органы примитивных голосеменных — саговников. Они выглядят как шишки, но с точки зрения науки — это стробилы и «шишками» их можно назвать, лишь взяв слово в кавычки.
Стробил — более древнее эволюционное изобретение. Он состоит из чешуй, на которых у микростробила образуется пыльца, а у макростробила — семя. Чешуи расположены на общей оси по спирали, реже супротивно. Размеры стробилов саговниковых внушительны, например мегастробилы лепидозамии Перовского (Lepidozamia peroffskyana) весом до 45 кг и 90 см длиной.
Не останавливаясь на достигнутом, природа начала опыты по организации стробилов в группы на манер соцветий у цветковых растений. Особо внимание уделялось мегастробилам, которые компоновались так и эдак, пока не получилась очень компактная структура, аналогичная соцветию сложноцветных — корзинке, имитирующей одиночный цветок. В русскоязычной литературе её назвали «шишкой», а латинское название «metastrobile» (метастробил) так и не прижилось. В шишке имеются чешуи двух типов — кроющие и семенные, несущие зачатки семян. Трудно поверить, но эти семенные чешуи и есть то, во что природа умудрилась превратить мегастробилы, и огромные «шишки» саговников гомологичны одной-единственной чешуе типичной шишки.
Самые интересные результаты творчества природы можно увидеть в классе хвойные — относительно молодой и самой процветающей группе голосеменных. Одним из направлений эволюции было сокращение числа мегастробилов в группе, и вместо полновесной шишки получились отдалённые намёки на неё, которые понятны только ботаникам. Такое можно видеть в семействах подокарповых, головчатотисовых, тисовых.
Только у головчатотисовых и некоторых подокарповых (саксеготея, филлокладус, микрокахрис) имеется хоть и маленькая, но настоящая чешуйчатая шишечка, иной раз больше похожая на ягоду благодаря мясистым чешуям. У остальных, в том числе у многочисленных подокарпов, над скудными остатками чешуй возвышается огромное семя в защитной оболочке.
У тисовых дела с шишками обстоят ещё хуже — они редуцировались начисто, и одиночная семенная чешуя (ариллус) окружает семя как яркий розовый бокал (тис) или полностью (торрея). Что интересно, тис содержит сильный кардиотоксин во всех частях, кроме ариллуса. Хотя в детективах травят именно «ягодами» тиса.