Беременность / Психология
Тайм-менеджмент для молодой мамы
Молодые мамы не понаслышке знают об острой нехватке времени: поиграть, постирать, приготовить, погулять… Кажется, что круговорот дел никогда не закончится, а иногда в ежедневное расписание необходимо добавить еще и работу или учебу! Но ведь так хочется уделить хоть немного времени себе и мужу, а не только малышу. Тогда перед мамой встает вопрос о планировании и распределении времени с не меньшей актуальностью, чем перед бизнес-леди.
Организм молодой мамы постоянно работает в режиме повышенного напряжения, ведь с маленьким ребенком нужно всегда быть начеку, да и выходных на этом поприще не положено. Как показывают медицинские исследования, сама по себе профессия «мамы» и «домохозяйки» больше наполнена стрессом, чем среднестатистическая полноценная работа.
Тем не менее материнство может и должно приносить радость, а не расстройство. А чтобы оставаться спокойной и жизнерадостной, воспитывая малыша, выполняя работу по дому и пытаясь выкроить время на себя, необходимо перестроить свое отношение ко времени и стилю жизни.
Выход есть!
«Появление дочки в нашей семье было огромной радостью: мы так ждали нашу малышку! Я и не задумывалась, что после ее рождения в мою жизнь придет не только радость, но и множество трудностей. Вначале всеми домашними делами занималась мама, которая приехала погостить, но теперь мама уехала, и я просто не могу справиться с лавиной обязанностей. Я не знаю, за что хвататься, дочка плачет, все из рук валится, и я хочу только спать, да еще и злюсь постоянно… Как можно со всем справиться и все объединить? Где взять время?»
Типичная ситуация – молодая мама «в запарке». Положение усугубляется еще и тем, что женщина начинает чувствовать себя виноватой, ее ожидания относительно себя в образе матери не оправдываются, и это вызывает целый комплекс негативных эмоций, что может отразиться и на поведении ребенка, который становится еще более требовательным и капризным, и на отношениях с супругом.
Материнство предъявляет к организованности женщины повышенные требования, ведь помимо круглосуточной ответственности за благополучие малыша ей приходится «трудиться» еще в нескольких сферах: обычные женские обязанности по дому, иногда учеба или подработка, ведение семейного бюджета и организация досуга семьи… Даже если раньше женщине удавалось непринужденно управляться со всеми возникающими вопросами, не составляя списков и расписаний, то с появлением малыша жизнь часто начинает идти по новым правилам.
Вырваться из замкнутого круга бесконечных дел поможет тайм-менеджмент – искусство управления временем. Такое умение позволяет человеку оптимально использовать время в соответствии с его потребностями и поставленными им задачами. Личный тайм-менеджмент помогает научиться расставлять приоритеты, выделять важное и второстепенное в повседневных делах и успевать то, что воспринимается как необходимое. А это, в свою очередь, дает внутреннюю гармонию и спокойствие. Так что без секретов управления временем трудно обойтись.
Секрет № 1
Расстановка приоритетов.
В первое время после рождения ребенка именно заботы о нем и удовлетворение его потребностей становятся приоритетными делами в жизни молодой мамы. Но если помощников нет, как поступить?
• Создать черновой список дел. Не знаете, с чего начать? Надо просто взять лист бумаги и написать подряд все дела, независимо от важности каждого (купить подгузники, прокипятить бутылочки, записать ребенка к врачу, искать няню и др.). Так фронт работ станет конкретнее.
• Выделить главное и второстепенное. Работаем со списком дальше: ставим на первое место то важное, что необходимо сделать именно сегодня, не забывая при этом о собственных потребностях и интересах. Например, после бессонной ночи для женщины в приоритете выспаться, ведь малышу нужна здоровая и бодрая мама. На второе место поставьте задачи, которые также важны, но не требуют такой срочности. К примеру, вам нужно погладить белье, но у мужа есть еще пара рубашек в шкафу, значит, сегодня глажка остается на втором месте. Ну, а на третье место – мелкие незначительные дела, до которых вы доберетесь, если останется время, или которые можно легко совместить с другими (разговор с подругой, смена штор, сортировка вещей в шкафу и др.). Продумывая и записывая приоритетные задачи на каждый день, а также второстепенные дела, вы ставите перед собой достижимые цели и застраховываете себя от нерациональных затрат времени.