Юджин Смит – наркоман, пьяница, упертый эгоист и великий художник

PlayboyКультура

Одержимость

Текст Анатолий Бобоха

В наше время художники привыкли к компромиссам. Снявшись раз в рекламе чупа-чупса, Сальвадор Дали дал всем им вечную индульгенцию на коммерцию без душевных мук. Одним из последних, кто сопротивлялся этому и временами даже побеждал, был сумасшедший фотограф Юджин Смит – наркоман, пьяница, упертый эгоист и великий художник, чьи фотографии умели менять образ мысли людей и переворачивать души.

Кавер-стори декабрьского номера журнала Life 1951 года и сейчас считается одной из самых крутых в истории, а уж тогда и вовсе вышибла Америку из колеи. За несколько лет до отмены расовой сегрегации на шести разворотах и двадцати фотографиях белые обыватели увидели параллельную вселенную, которой не знали и знать не хотели. Фоторепортаж о жизни медсестры-негритянки Мод Каллен – единственного медика на 400 квадратных, замызганных грязью миль без дорог и телефонных линий в Южной Каролине – перевернул мир многих. Американцы, ходившие в расово правильные школы и с детства сидящие в автобусах на местах «whites only», тогда собрали 20 тысяч долларов помощи доброй чернокожей самаритянке. Автором фоторепортажа был Юджин Смит. Это лишь один из многочисленных примеров того, как его искусство действовало на людей.

Теория драматургии гласит, что конфликт – основа любой хорошей истории. Для Юджина Смита, чемпиона Америки по скандалам и хлопкам дверями самых брендовых работодателей своего времени, конфликт стал вторым «я». Представьте себе главного героя «Одержимости» с 35-миллиметровой Leica вместо барабанных палочек – и бросающимся на Флетчера не в конце фильма, а после первой же назидательной реплики. Именно таким был лучший фотограф Америки середины ХХ века, по сей день боготворимый в половине пособий по фотоискусству. «Он был абсолютно невыносимым человеком, самоуверенным настолько, что зверел сразу же, как только ему пытались запрещать делать то, что он хочет», – вспоминал о Юджине культовый редактор Life Дэвид Шерман.

Сегодня оригинальный портрет Мод Каллен работы Смита можно приобрести с аукциона за $4000-6000

Почти во всех интервью он утверждал, что настоящий фотограф должен быть эгоистом. «Первым делом я удалил бы из журналистской лексики слово объективность. Это было бы большим шагом в сторону честной и свободной прессы. Правда, вторым из ее лексикона должно быть изъято слово свободная», – подобными сентенциями мистер Смит любил шокировать американское общество, как раз в его эпоху начавшее сходить с ума по всяческим свободам и плюрализмам.

Уильям Юджин Смит родился в 1918 году в Уичито, штат Канзас. 14-летним подростком он одолжил у матери старую фотокамеру и отправился на местный аэродром, чтобы поснимать самолеты. Вернулся он другим человеком – психом, одержимым фотографией.

Одержимость довольно быстро принесла плоды. Едва закончив школу, Юджин уже фрилансил на два локальных издания – Eagle и Beacon. А в 1936 году поступил в университет города Нотр-Дама (канзасского, а не французского), причем работы юноши настолько впечатлили преподавательский состав, что специально для него на факультете разработали индивидуальный курс. Впрочем, на такой аванс подросток ответил черной неблагодарностью: не проучившись по особой программе и полугода, он послал университетских пестунов талантов подальше, бросил вуз и уехал в Нью-Йорк. «Я ушел, когда понял, что от меня хотят получать только коммерческие, рекламные проекты», – вспоминал он много позже. Ну а чтобы совсем завязать с прошлой жизнью, импульсивный Смит в лучших традициях Гоголя взял и сжег все свои ранние работы – жизнеописание канзасской глубинки в условиях Великой депрессии: «Я почти всегда был реально тронут событием, которое снимал, но не смог передать это чувство зрителю». К себе Юджин был не менее строг, чем к учителям и работодателям.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Солнце взойдет Солнце взойдет

Тактика защиты от солнца для тех, кто склонен покрываться неравномерными пятнами

Playboy
15 мыслей Игоря Ларионова 15 мыслей Игоря Ларионова

Хоккеист, начинавший карьеру с Вячеславом Фетисовым в ЦСКА, а завершивший ее в НХЛ, трижды выиграв кубок Стэнли, — сегодня успешный хоккейный агент и винодел.

GQ
«Белая дача». Чехов в Ялте «Белая дача». Чехов в Ялте

Почему Чехов решил построить себе дачу на юге?

Караван историй
Зимний Вальс Зимний Вальс

Совмести­те ка­та­ние на лы­жах, ку­па­ние под сне­гом и зна­ком­ство с вы­да­ю­щей­ся и необыч­ной ар­хи­тек­ту­рой в Вальсе — по­та­ен­ном угол­ке Швейцар­ских Альп.

Vogue
Азбучные неистины Азбучные неистины

Перечислим несколько «азбучных истин» из учебников, опровергнутых временем

Вокруг света
Кевин Харт: «После каждого фильма я дарю себе крутую машину и часы» Кевин Харт: «После каждого фильма я дарю себе крутую машину и часы»

Кевин Харт — о том, как боялся шутить с арабами и чему он учится у Jay Z

Playboy
Трудный возраст Трудный возраст

Что делать родителям, если любимый ребенок, начав взрослеть, становится совершенно чужим и не хочет даже разговаривать?

Лиза
Возраст счастья Возраст счастья

Актриса Елена Ксенофонтова говорит, что чувствует себя гораздо красивее и увереннее, чем в 20 лет. Дети, работа, друзья — сегодня она абсолютно довольна своей жизнью.

Добрые советы
Mazda MX5 Mazda MX5

Скажем сразу: в таком виде японский родстер до российского рынка точно не доберется – с мягким верхом и... левым рулем. Но от приглашения еще раз встретиться с ним отказаться просто невозможно.

Quattroruote
Подземные навигаторы. Санкции и падение цен на нефть помогли производителям софта для нефтяников Подземные навигаторы. Санкции и падение цен на нефть помогли производителям софта для нефтяников

Добыча нефти и разработка программного обеспечения — отрасли, обычно противопоставляемые друг другу как «старая» и «новая» экономика. На деле все сложнее: стартап «Геонавигационные технологии» успешно развивается благодаря спросу на его продукт со стороны крупнейших нефтяных компаний, а его основатели мечтают о выходе на глобальный рынок

РБК
Семья под угрозой: 6 тревожных признаков Семья под угрозой: 6 тревожных признаков

Разногласия, претензии и даже ссоры – это нормально. Они бывают в любой семье и в целом не мешают счастью. Однако, если разлад постоянен, самое время задуматься и принять меры. Особенно если идиллия нарушена беременностью или рождением ребенка. Рассмотрим, что приводит к дисгармонии и каковы возможные решения проблем.

9 месяцев
Учись бесплатно пока в декрете Учись бесплатно пока в декрете

Ты занята ребенком круглые сутки? Ничего! Скоро он чуть подрастет, и ты выкроишь время для себя.

Лиза
Вливайся! Вливайся!

Собеседование позади, желанная должность у тебя в кармане. Теперь дело за малым – найти общий язык с новыми коллегами. Чтобы не стать чужой среди своих, продумай тактику поведения.

Лиза
Citroen C4: Вторым темпом Citroen C4: Вторым темпом

Три года присутствия на российском рынке не были успешными для французского седана. Изменит ли ситуацию рестайлинг, новые силовые установки и дополненные комплектации? Попробуем со всем этим разобраться

АвтоМир
Тайм-менеджмент для молодой мамы Тайм-менеджмент для молодой мамы

Молодые мамы не понаслышке знают об острой нехватке времени: поиграть, постирать, приготовить, погулять… Кажется, что круговорот дел никогда не закончится, а иногда в ежедневное расписание необходимо добавить еще и работу или учебу! Но ведь так хочется уделить хоть немного времени себе и мужу, а не только малышу. Тогда перед мамой встает вопрос о планировании и распределении времени с не меньшей актуальностью, чем перед бизнес-леди.

9 месяцев
Уйти нельзя, остаться Уйти нельзя, остаться

Как изменить отношение к опостылевшей должности

Cosmopolitan
Hyundai i30 Hyundai i30

Редактор Quattroruote прокатился на новинке еще до официального показа – во время доводочных испытаний.

Quattroruote
Богатые тоже любят? Богатые тоже любят?

Михаил Лабковский про отношениях с богатыми людьми

Cosmopolitan
Стираем экономно Стираем экономно

Чтобы меньше тратить, учись ухаживать за стиральной машиной и правильно стирать.

Лиза
3D-обман в благородных целях 3D-обман в благородных целях

Объем нелегальной торговли органами диких животных, по данным организации United for Wildlife, в 2014 году достиг $20 млрд. Это четвертый по величине черный рынок после наркотиков, оружия и работорговли. Для борьбы с браконьерами американская Pembient решила наводнить рынок искусственными рогами носорогов, напечатанными на 3D-принтере.

РБК
Мой мучитель Мой мучитель

Как понять, что ты связалась с не самым здоровым человеком

Cosmopolitan
Гаджеты из Поднебесной Гаджеты из Поднебесной

Электроника из Китая зачастую дешевле, а новые модели манят все сильнее. Но чтобы не разочароваться в покупке, важно правильно выбрать продавца и способ доставки.

CHIP
На сво­ей орбите На сво­ей орбите

На небо­склон оте­че­ствен­но­го шоу‑биз­не­са взо­шло но­вое све­ти­ло

Glamour
В пол­ном порядке В пол­ном порядке

Светлана Ходченкова объясняет, как заполучить звание главной актрисы страны

Glamour
Тяжелый случай Тяжелый случай

Неуверенные в себе люди меньше зарабатывают и не так счастливы

Cosmopolitan
Toyota Corolla Toyota Corolla

Японцы не любят резких телодвижений, а придерживаются тщательно взвешенных решений. Обновленная Corolla очередной тому пример.

Quattroruote
Land Rover Discovery Land Rover Discovery

Land Rover Discovery «За эволюцией кроется революция» – с таким слоганом британцы показали миру Discovery второго поколения. Пришло время пятого поколения, и революция выступает уже открыто!

АвтоМир
А зори здесь дикие А зори здесь дикие

На фер­мах-ре­сто­ра­нах в Австралии Геннадий Иозефави­чус на­ел­ся тра­вы, на­пил­ся кро­ви кен­гу­ру и об­на­ру­жил вос­хо­дя­щих звезд ми­ро­вой гастрономии.

Tatler
Lexus ES Lexus ES

Это автомобиль-антидепрессант. Дождливая осень уютна и мила, если проводить ее у камина. Пробки, побитый асфальт и плохие водители тоже воспринимаются по-другому за трехслойными стеклами Lexus ES

АвтоМир
Большой русский ферзь Большой русский ферзь

Гроссмейстер Сергей Карякин может впервые с 2007 года вернуть шахматную корону в Россию. На глазах у Трампа, Клинтон и Обамы.

GQ
Открыть в приложении