Значимые следы: как любители грубых ботинок меняли историю
У каждого десятилетия были свои правила. И в каждом десятилетии были люди, которые не боялись их нарушать. Рассказываем о шести главных бунтарях в истории ХХ и XXI веков. По странному (на самом деле нет!) совпадению все они носили — или могли бы носить — ботинки Dr. Martens.
1960-е. Пит Таунсенд
Без Таунсенда и его легендарных The Who музыка 1960-х была бы другой. Да что там! Другим было бы все десятилетие. Это они спели главный шестидесятнический гимн — нервную и рок-н-ролльную My Generation, затем закрепили успех сложной психоделической I Can See For Miles, а в 1969-м вообще сочинили первую в истории рок-оперу — Tommy. Их влияние можно проследить в работах Джимми Хендрикса и Pink Floyd, а уже в нулевые душераздирающая баллада Behind Blue Eyes, некогда спетая Питом Таунсендом и его соратником по The Who Роджером Долтри, стала хитом в исполнении Limp Bizkit.
Сам Таунсенд, кроме того что записывал для группы вокал и бэк-вокал, играл на гитаре. И именно он сделал популярным странноватый рокерский ритуал — разбивать инструмент на глазах у публики в конце живого выступления. Первый раз Пит расколотил гитару на концерте в клубе Railway Tavern в Лондоне в сентябре 1964 года. До этого он изучал contemporary art и увлекался идеями немецко-британского художника Густава Мецгера, основоположника так называемого автодеструктивного искусства. Те, кто следовал постулатам Мецгера, создавая картины и скульптуры, сами же разрушали их: поджигали или растворяли кислотой — для художников это было аллегорией войны и ущерба, который она причиняет.
Вслед за Таунсендом к когорте «автодеструктивных» музыкантов примкнули ударник The Who Кит Мун (он начал разбивать ударные установки, а одну даже взорвал — так что у самого Таунсенда загорелись волосы), а позднее Джими Хендрикс, Ричи Блэкмор, Курт Кобейн, Мэтью Беллами...
«Брутальному» поведению на сцене вполне соответствовал внешний вид: Таунсенд официально стал еще и первым музыкантом, вышедшим на сцену в ботинках Dr. Martens. Это случилось в 1967 году. Любимой моделью музыканта стали черные Black 1490 Boot, он даже посвятил им — и вообще «военному» стилю в одежде — песню Uniform.
1970-е. Бьянка Джаггер
Женщина, которая изменила представления о том, какой может быть светская девушка и икона стиля. В семидесятые без нее не обходились самые шумные и шикарные вечеринки Studio 54, она дружила с Энди Уорхолом, была замужем за Миком Джаггером — главной рок-звездой тех лет, носила Halston и Yves Saint Laurent, снималась в кино, от тусовок отдыхала в Сен-Тропе.
Но харизма Джаггер в другом — она никогда не была пустышкой. Частью нью-йоркского и парижского джет-сета Бьянка стала, уже будучи дипломированным политологом. В итоге она сделала ставку не на кинокарьеру и модные съемки, а на общественную работу и благотворительность. В 2020-м такой выбор был бы в порядке вещей, а в 1970-е казался вызовом, брошенным системе.
Джаггер сотрудничала с главными правозащитными организациями мира — Amnesty International, Международный Красный Крест и Human Rights Watch. Помогала жертвам землетрясения в родном Никарагуа, боролась за права женщин и активно выступала против смертной казни, писала очерки для The New York Times и Sunday Express. «Однажды я пообещала себе, что никогда не позволю, чтобы меня унижали; чтобы со мной обращались как с человеком второго сорта из-за моего гендера, цвета кожи или статуса», — сказала Бьянка в одном из интервью: ненависть к несправедливости и насилию всегда были у нее в крови.
А еще у Джаггер всегда было великолепное чувство стиля. Она не боится эклектики, не стесняется выглядеть эксцентрично. Носит брючные костюмы с широкополыми шляпами, обожает перья и вуали. При этом Бьянка никогда не сторонилась и «грубоватого» casual. Ее образ на музыкальном фестивале в Бардни, в британском графстве Линкольншир, в 1972 году стал одним из канонов фестивальной моды: на Бьянке были пончо, жакет, подвернутые джинсы и высокие ботинки на шнуровке — ими вполне могли бы быть Dr. Martens.