Как одна исповедь изничтожила акциониста Павленского. И почему для гражданского общества это пшик
Бывшая жена и соратница Петра Павленского Оксана Шалыгина выпустила книгу о своих отношениях с художником-акционистом и фактически пересказала ее содержание в интервью. Колумнист «Сноба» Карен Газарян задается вопросом, будет ли кому-то легче от исповеди Оксаны, и считает, что тексты Шалыгиной нивелировали тонкую грань между частной жизнью художника и его творчеством, фактически изничтожив работы Павленского.
После публикации книги и интервью Оксаны Шалыгиной версия, согласно которой Павленский эмигрировал в 2017 году во Францию, опасаясь преследований со стороны властей, и идея, что актриса «Театра.doc» Анастасия Слонина обвинила Павленского в насилии по указке ФСБ, разлетаются вдребезги.
Одной из обвиняемых со стороны Слониной была как раз Шалыгина, она же вместе с Павленским участвовала в избиении бывшего бойфренда Слониной, актера Березина, она сидела с Павленским рядом во время видеоинтервью и говорила, что никакого насилия не было, Слонина просто пришла к ним в гости, пообщалась, а наутро подала заявление в полицию. Теперь Шалыгина фактически говорит, что была в зависимых отношениях с Павленским, выполняла все его указания, лгала ради него, била ради него, подставляла свое тело под побои ради него, отказалась ради него от своего сына, рожденного от другого мужчины. И вот — прозрела, постепенно выздоравливает, приходит в себя, пытается наладить отношения с брошенным сыном и хочет быть рядом с дочерьми.
В интервью пунктирно, а в книге подробно описаны издевательства Павленского над Шалыгиной, то, как именно он ее бил, как ломал ее волю и насколько разнообразно над ней измывался — часто в присутствии собственных детей. Шалыгина отмечает при этом, что Павленский нежный и любящий отец, и для человека, знакомого с азами психологии (или хотя бы с репертуаром радио «Шансон»), в том нет противоречия: садисты в частности и преступники в целом частенько бывают сентиментальны.