Необычный запах: как эфирные масла влияют на мозг
Все запахи можно условно разделить на три группы: приятные, неприятные и безразличные. С последними мы встречаемся каждый день и давно к ним привыкли, а потому не обращаем на них внимания. Но почему, например, резкий аромат цитрусовых одному может показаться воодушевляющим, а другому — раздражающим, как это работает?
Формирование ассоциаций
Как известно, любой запах мы воспринимаем благодаря рецепторам — особым клеткам обонятельного эпителия. Рецепторы передают информацию об ароматах в виде электрических импульсов в головной мозг, импульсы идут по обонятельному нерву, отдельные волокна которого ведут в гипоталамус и миндалевидное тело.
Гипоталамус называют «животным мозгом» — он отвечает за наше поведение, связанное с самосохранением, голодом, жаждой, выбором партнера и воспитанием потомства. Именно он вырабатывает окситоцин — гормон радости и доверия. Миндалина, наоборот, заставляет нас бояться, грустить и испытывать тревогу. Благодаря этому механизму повстречавшиеся нам запахи прочно связываются с определенными ассоциациями. Например, мы не задумываемся о том, почему не стоит есть плесневелый хлеб и почему нужно проверить, откуда тянет гарью.
Но часто мы встречаем запах впервые, и он не кричит нам об опасности или привлекательности предмета. Тогда то, как мы его воспримем, в значительной мере определяет обстановка, которая нас окружает в конкретный момент. Получается, что этим процессом мы можем даже управлять. Допустим, если вы будете использовать масло лаванды вечером в ванной, ее аромат вскоре начнет вызывать у вас положительные эмоции. А если вы решите капнуть немного этого масла на корзину с мусором, то скоро и сам аромат будет ассоциативно связан с чем-то не очень приятным.