Белые рыцари Amazon: как зарабатывать миллионы на миллиардах Джеффа Безоса
Amazon преуспел в развитии предпринимательства больше, чем кто-либо другой: более половины продаж на его площадке приходится на независимых продавцов. Богатые инвесторы и опытные предприниматели видят в этом возможность заработать — и спешат увязаться прицепом за денежной машиной богатейшего человека в мире
Бизнес Адама Сент-Джорджа был на подъеме, когда он решил поискать покупателя для своего бренда Angry Orange Odor Eliminator. На тот момент продажи этого средства с ароматом цитрусов для устранения запаха домашних животных на Amazon приносили больше $2 млн выручки в год.
Спустя несколько часов после публикации объявления на онлайн-бирже Сент-Джордж оказался под шквалом телефонных звонков. Запланированная поездка к семье в Огайо превратилась в марафон переговоров с брокерами, семейными офисами и индивидуальными инвесторами. Победителем торгов стал стартап Thrasio, продающий потребительские товары. Он отправил Сент-Джорджу проект меморандума о намерениях всего через неделю после того, как компания была выставлена на продажу, и потребовал дать ответ на следующий день.
«Они знали, что делали», — говорит 52-летний Сент-Джордж, который в 2018 году продал Angry Orange за $1,4 млн — сумму, которая превзошла его самые смелые ожидания и позволила заплатить за почти месяц отдыха на Гавайях и новую рыболовную лодку. «Тебе выдают этот огромный чек, и это невероятно. Необычайный опыт», — добавляет он.
Но этот чек меркнет в сравнении с доходом, на который рассчитывал Thrasio. После сделки стартап быстро реорганизовал деятельность Angry Orange, после чего годовая выручка компании выросла в восемь раз — до $16,5 млн. Thrasio, названный в честь храброго воина из греческой мифологии, был основан двумя серийными предпринимателями в июле 2018 года с единственной целью — скупать независимых продавцов, торгующих на Amazon. За последние два года стартап потратил больше $100 млн и приобрел почти 100 компаний, увеличив их выручку до более чем $400 млн. Сейчас он продает на крупнейшей в стране онлайн-платформе для розничной торговли больше 10 000 видов товаров — от массажеров до палок для ходьбы.
«В этой экосистеме мы — белые рыцари», — говорит 45-летний Джош Зильберштейн, один из руководителей Thrasio. «Amazon преуспел в развитии предпринимательства и создании новых предпринимателей больше, чем кто-либо другой, — добавляет сооснователь компании, 48-летний Карлос Кэшмен. — А когда эти предприниматели достигают определенного масштаба и вести бизнес им становится слишком сложно, приходим мы».
Зильберштейн и Кэшмен не одиноки. Множество людей вдруг стали убеждены, что малые бизнесы, торгующие на Amazon, — это отличная ниша. По словам Джейсона Гуэрретаса, сооснователя брокерской фирмы WebsiteClosers.com, за последние два года 10-15 компаний привлекли в общей сложности как минимум $1,5 млрд на приобретение продавцов Amazon. В их числе есть компания, созданная бывшим топ-менеджером интернет-магазина товаров для дома Wayfair, и компания основателя Charming Charlie — розничного продавца аксессуаров, который дважды подавал на банкротство.
Эти предприниматели и их инвесторы, среди которых ведущие инвестиционные компании и венчурные фонды, вроде JPMorgan, Advent International и Khosla Ventures, а также состоятельные частные лица, как, например, сооснователь Zillow Спенсер Раскофф, бывший глава Tinder Эли Зайдман и топ-менеджер «Лос-Анджелес Доджерс» Такер Кейн, готовы поставить миллионы на то, чтобы получить возможность заработать, увязавшись «паровозиком» за денежной машиной основателя Amazon Джеффа Безоса.
«Этот сектор просто лихорадит», — говорит Гуэрретас. По его словам, продавцы, которые раньше получали, может быть, 50 обращений о продаже бизнеса в год, теперь собирают 200-300 заявок всего за первый час после публикации объявления. «Мы получаем, наверное, 20-25 писем в день от разных групп, которые напоминают нам, что у них все хорошо с деньгами, они настроены на покупку бизнеса и ищут удачные сделки».
Все это часть неудержимого процесса: потребители все чаще предпочитают делать покупки в интернете. Amazon сейчас является третьей по величине компанией в мире с рыночной капитализацией в $1,57 трлн, которая уступает только Apple ($2,03 трлн) и Microsoft ($1,64 трлн). По данным Marketplace Pulse, в 2019 году гигант из Сиэтла продал товаров на $335 млрд, что на 21% больше, чем в предыдущем году. По данным eMarketer, на Amazon приходится примерно 40% всех расходов на онлайн-покупки в США.
Сторонние продавцы, торгующие на Amazon, сыграли огромную роль в этом успехе. В мире насчитывается больше 2 млн независимых продавцов, продающих товары на различных маркетплейсах. За 12 месяцев к маю этого года только в США эти компании доставили через Amazon 3,4 млрд товаров, тогда как годом ранее этот показатель составлял 2,7 млрд. В США насчитывается больше 30 000 продавцов, продажи которых превышают $1 млн в год, и многие из них зависят от Amazon в решении вопросов сложной логистики розничной торговли: доставки, возврата и обслуживания клиентов. Вместе с тем эти малые предприятия жизненно важны для самого Amazon: на их долю приходится около 60% продаж, что вдвое больше, чем десять лет назад. В общем и целом, пандемия пошла им на пользу: по данным Amazon, октябрьский Prime Day, ежегодный 48-часовой марафон скидок на Amazon, оказался для сторонних продавцов самым прибыльным периодом за год: по сравнению с прошлым годом, продажи выросли почти на 60% и достигли $3,5 млрд.