«Современное искусство вместо наркотиков для расширения сознания»: что и зачем покупают российские коллекционеры
В галерее Санкт-Петербурга Anna Nova 18 ноября открывается выставка «Вещи», где представлены работы из частных собраний Сергея Лимонова и Дениса Химиляйне. В интервью Forbes Life коллекционеры рассказали, почему художник должен страдать и зачем покупать целую выставку
— Как вы начали коллекционировать и какая работа в вашей коллекции была первой?
Денис Химиляйне (Д.Х.): Первой в моей коллекции стала картина Кончаловского. Вообще, если говорить об импульсе, то у моих друзей была самая крупная в россии коллекция фарфора частных заводов. Я, как петербуржец, решил начать с императорского фарфора и пошел в флагманский магазин на Невском. Прихожу, там статуэтки Шемякина, я спрашиваю: «Сколько стоит?», мне говорят, «60 000 рублей», а на тот момент это уже $1000. Я уточняю, какой тираж у каждой из работ, мне говорят: «Ну, какой тираж, как заканчиваются, мы заказываем, и снова привозят». На этом мое увлечением фарфором закончилось.
Сергей Лимонов (Л.М.): Первой работой, которую я приобрел, была картина неизвестного ижевского художника, это было в 2016 году. Тогда просто надо было помочь человеку, мне сказали: «Есть картина, она стоит 5 000 рублей». Я ее купил, и портал открылся. Еще со школы я хотел заниматься коллекционированием, когда прочел книгу Теодора Драйзера «Финансист». Там главный герой, заработав свои первые миллионы, начал покупать картины. Этот образ соответствовал моим представлениям о том, как должен вести себя бизнесмен-меценат. Для меня коллекционирование — это прекрасное одухотворяющее хобби, которое затрагивает какие-то незримые точки души. Я думаю, что, покупая картины, мы точно играем уже не только на материальном поле. С другой стороны, у коллекционирования есть и темная сторона — зависимость от красоты, шопоголизм, уход в вымышленный мир.
— Каких авторов вы покупаете сейчас, в ваших коллекциях есть какой-то основной вектор?
С.Л.: У меня ощущение, все эти векторы носят краткосрочный характер. Как бы я ни планировал, через каких-нибудь полгода приходит новое понимание. Даже сейчас, при подготовке к выставке возникали новые идеи и стратегии собирательства, я стал думать, что пора уже уходить от традиционных медиа, от «олдскула», начать больше коллекционировать фотографии, инсталляции, объекты, — все то, что более или менее инновационно для российского формата коллекционирования.
— На что вы опираетесь прежде всего, принимая решение о покупке того или иного произведения?
Д.Х.: Я должен понимать, что приобретаю работу художника, который прошел определенный путь, так сказать, выстрадал свое искусство, не столько на материальном, сколько на ментальном уровне. Что он не автор двух-трех работ, который после одной неудачной выставки решить стать фэшн-фотографом.
—Какие работы из ваших собраний будут на выставке и как происходил отбор?
С.Л.: Как раз в процессе отбора оказалось, что в моей коллекции работ, выполненных вне самых традиционных медиа (под традиционными я имею ввиду живопись и графику), кот наплакал. Коллекционирование всегда идет от холста и масла. Но хороший современный коллекционер должен прийти рано или поздно к более смелым формам искусства. Если брать любого знаменитого коллекционера (Щукина, Морозова или западных), все они начинали с собирания традиционной живописи понятных авторов и позже переходили к более радикальным художникам. Конечно, всегда по цене наиболее привлекательна интерьерная «салонная» живопись, даже если она дорого стоит, ее и перепродать легко. Но, как мне кажется, что для расширения сознания, вместо ЛСД лучше изучать новаторское современное искусство. Денис на полтора года раньше начал собирать свою коллекцию и пришел к этим выводам раньше.