Где живут люди-рыбы
В Юго-Восточной Азии живут люди, не признающие границ, не представляющие жизни без моря и свободы, испытывающие невыносимую тоску, изредка оказавшись на суше… Их называют людьми моря, людьми-рыбами и морскими цыганами
В поисках принцессы
Баджао, или баджау, баджо, – это несколько связанных между собой племен, проживающих на территории Малайзии, Индонезии и на Филиппинах. Много веков назад они избрали себе судьбу кочевников-мореплавателей. Конечно, сегодня все больше представителей этого народа возвращается на сушу – под влиянием обстоятельств, но многие по-прежнему живут «по заветам предков»: на море, без электричества, без удобств, приставая к берегу лишь чтобы предать земле умерших, продать улов, пополнить запасы пресной воды или отремонтировать лодку, которая для них одновременно и транспорт, и дом... Именно за это их нередко называют морскими цыганами. А еще их считают одним из самых миролюбивых народов нашей планеты!
В своих скитаниях баджао могут преодолевать значительные расстояния. В мифах и легендах аборигенов североавстралийского полуострова Арнем-Ленд упоминается народ байджини – торговцы-чужестранцы, посещавшие эти земли в далекой древности. По одной из гипотез, это были именно «морские цыгане» баджао, путешествовавшие по морям Юго-Восточной Азии целыми семьями и доплывавшие до северного побережья австралийского континента.
Скорее всего, в IX веке предки морских цыган обитали в районе Южных Филиппин, а в XV веке стали мигрировать на юг, постепенно расселившись практически у всех островов вокруг морей Сулу и Сулавеси. Но это скучные гипотезы историков, географов и лингвистов.
А вот что сами баджао рассказывают о происхождении своего народа. Однажды волны унесли в море любимую дочь султана Джохора. Безутешный правитель послал своих подданных на поиски и приказал без принцессы не возвращаться. Тут ожидаешь долгого запутанного сюжета с любовной линией, приключениями и подвигами, но… Суть легенды в том, что подданные султана так до сих пор и скитаются по морям в поисках принцессы…
Отношение к баджао со стороны оседлых народов было несколько пренебрежительным, ведь они, по сути, вели маргинальный образ жизни. Однако если местным правителям нужно было, скажем, разведать новые торговые пути или защитить старые, за помощью обращались именно к опытным мореплавателям баджао – разумеется, за солидную плату. Сейчас этот источник доходов, конечно, давно в прошлом…
Общая численность баджао – около 700 тысяч человек (из них 470 тысяч на Филиппинах, 152 тысячи в Индонезии, 62,3 тысячи в Малайзии и 11 тысяч в Брунее). Разговаривают они на различных диалектах собственного языка баджо, относящегося к австронезийской языковой семье.
В религиозном плане эти «люди-рыбы» тяготеют к исламу суннитского толка, однако у них он оказывается круто замешан на анимизме, что отражает сложные отношения баджао с океаном, который они считают живым существом. Они верят, что в приливах, течениях, коралловых рифах и мангровых зарослях живут духи. Поэтому в их культуре есть множество табу. Например, в море нельзя плевать и запрещено мыть в нем посуду.
Живут баджао либо прямо в самодельных лодках «лепа-лепа» – метров пять в длину и два в ширину, либо в небольших домиках. В лепа-лепа у рыбака есть все, что нужно для жизни: рыболовные снасти, место для ночлега, запасы воды и еды, керосиновые лампы (электричеством баджао не пользуются и вообще живут по световому дню), посуда, порой даже горшки с цветами... В лодке может поместиться и жить целая семья. Именно благодаря этим лодкам народ баджао практически без жертв пережил страшное цунами 2004 года, унесшее сотни тысяч жизней. Домики же строятся прямо на воде, на специальных сваях. Между собой домики соединены мостками, а попасть в них можно только с воды – то есть подплыть на лодке.