Один за всех: Как искусственный интеллект помогает HR в эпоху кадрового голода
Когда компании испытывают дефицит квалифицированных специалистов, производительность снижается, затраты на обучение и наем новых сотрудников растут, а внедрение инноваций замедляется. В таких условиях перед предприятиями стоит задача — повысить эффективность и производительность текущих сотрудников, автоматизировать процессы, которые не являются их прямыми обязанностями. Как искусственный интеллект решает эту задачу для бизнеса, разобрался для «Инк» сооснователь и исполнительный директор ИИ-платформы AutoFAQ Владислав Беляев.
В России дефицит кадров продолжает увеличиваться. Согласно отчету «Мониторинг предприятий» Банка России, обеспеченность кадрами в II квартале 2024 года обновила очередной минимум за всю историю наблюдений с 1998 года, упав до отметки -30,8 пункта. Это значит, что на каждые 100 рабочих мест приходится 30,8 вакантных позиций. Предыдущий минимум (-28,2 пункта) был зафиксирован в конце первого квартала.
Дефицит кадров как вызов
Кадровый голод затронул все ключевые отрасли экономики. Наиболее остро дефицит продолжают испытывать обрабатывающие предприятия, которые производят продукцию инвестиционного и потребительского назначения. Компании особенно ощутили нехватку инженеров, монтажников, IT-персонала, складских работников и водителей.
В условиях дефицита сотрудников нагрузка на HR-специалистов увеличилась, и многие организации обратили внимание на искусственный интеллект. Он способен эффективно решить ряд ключевых бизнес-задач, в том числе помочь HR-специалистам автоматизировать рутинные задачи и находить более точные решения.
Несколько примеров, для чего сотрудники могут использовать ИИ:
- для поиска и отбора кандидатов. ИИ может искать кандидатов в различных источниках, анализировать их резюме и профили, выявляя наиболее подходящие на основе заданных критериев. Это ускоряет процесс отбора и повышает его объективность;
- для автоматизации назначений интервью с кандидатами. Инструменты на основе ИИ помогают назначать дату и время встречи с соискателями, учитывая пожелания обеих сторон. Также ИИ напомнит кандидатам и HR-специалистам о предстоящих интервью, что снижает вероятность пропусков и задержек;
- для постоянной поддержки. ИИ поможет улучшить рабочую среду и сделать ее более комфортной. Например, его можно использовать, чтобы собрать обратную связь: узнать, что беспокоит сотрудников, и помочь решить их трудности. Он ответит на вопросы про отпуска и больничные, график работы в праздники, установку пароля на почту и прочие;
- для развития сотрудников. Искусственный интеллект можно использовать для повышения квалификации и мотивации специалистов компании. Чат-бот может рассказывать о новых внутренних сервисах, условиях премирования, действующих конкурсах, возможностях обучения и активностях.