Медитация как путь равновесия
Созерцательную практику очень легко описать в терминах многомерного равновесия.
Измерение первое. Тело
В детстве мы учимся прямохождению. Учимся, прежде всего, через подражание взрослым. Видим, как они стоят и ходят, и подражаем внешней форме. Но суть прямохождения — это равновесие, а не просто вертикальность. Если в нашей жизни есть занятия, требующие баланса, — танцы, гимнастика, боевые искусства, — то мы волей-неволей учимся именно равновесию, пониманию своего центра тяжести и осей равновесия. Но у большинства людей способность равновесия находится в неразвитом состоянии.
Почему равновесие так важно? Прежде всего, это эргономично: в равновесии мы тратим минимум энергии для получения нужного результата, ведь огромное количество усилий, которые мы даже не осознаем, мы тратим именно на сохранение вертикальности с помощью мышечного напряжения. Из-за этого мы устаем, даже если нам кажется, что не выполняли никакую физическую работу.
Простой пример: сидя за компьютером, человек склонен подавать голову вперед, даже если в этом нет необходимости. Голова при этом отклоняется от равновесия, автоматически включается компенсаторное напряжение шейных мышц, которые все время работают. В результате — усталость и нарушение кровообращения.
Во время медитации важно выстроить тело таким образом, чтобы усилия, необходимые для поддержания его вертикальным, были минимальны. Это не только способствует телесному расслаблению, но и позволяет разгрузить моторную часть коры головного мозга, чтобы она не находилась в непрестанном возбуждении.
Как найти равновесие? Перемещая свое тело из стороны в сторону и внимательно наблюдая при этом за своими ощущениями, можно обнаружить спектр положений тела, в которых напряжение будет минимальным. Важно равновесно выстроить не только корпус, но и голову относительно корпуса, потому что именно в шее возникает множество напряжений, которые мешают кровоснабжению мозга и, соответственно, препятствуют ясности ума.
Но одного лишь внешнего равновесия недостаточно. Ведь самое равновесное состояние — это лежа, и, если чрезмерно так уравновеситься без всякого усилия, мы с большой вероятностью заснем даже сидя. Поэтому нам нужно измерение второе.
Измерение второе. Телесное самоощущение
В наставлениях по позиции для медитации иногда можно встретить указание «все тело расслаблено, но под контролем». Это не положение тела, но ощущение от тела, состояние тела. С одной стороны, тело должно быть расслаблено, иначе ум будет оставаться возбужденным, но оно не должно и обмякать, оплывать, превращаясь в нечто бесформенное, потому что тогда ум будет охвачен сонливостью. Важно найти баланс между этими двумя крайностями и тогда внимательное присутствие окажется чем-то очень естественным. Это состояние можно описать как «собранность», в которой есть готовность к действию, но нет идеи совершить какое-то конкретное действие. Это собранность лучника, который не знает, откуда выскочит цель, но готов ее поразить; это собранность кулачного бойца, который не знает, откуда прилетит удар, но готов отразить его, с какой бы стороны он ни был нанесен. Этому состоянию можно очень точно научиться, если выполнять распространенную в цигун «столбовую практику» (чжуан гун), а затем применить его к сидячей позиции. Но можно научиться этому и сидя, ощущая себя словно подвешенным к небу за макушку. Важно, чтобы это чувство расслабленности и контроля ощущалось действительно во всем теле одновременно, а не только в отдельных его частях.