Кто я?
«На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты такой?» Вопрос, который задает ведущий в детской игре, мы потом, в течение жизни, будем часто повторять себе сами. Действительно, кто я? «…Выходи поскорей. Не задерживай честных людей».
Любимая моя» – это звучит голос мамы. Она обнимала меня перед школой, целовала в щеку и неизменно повторяла эти слова, – вспоминает 38-летняя Валентина. «Ты сильная, ты не плакса», – сказал однажды папа, когда, упав с велосипеда, я до крови разодрала коленку. «Ты такая красавица!» – с восхищением глядя на меня, говорил одноклассник Сережка. Он нравился мне, а я ему. Потом я стала «гражданкой своей страны», как сказала учительница Зоя Михайловна, «немного музыкантом» по окончании музыкальной школы, юристом, когда получила диплом в университете, женой, после того как вышла замуж, и мамой двух очаровательных детей. Все эти социальные роли, профессии, черты характера – их много, и это все про меня. Но что из них я, а что не я? Отражают ли они мою сущность?
Голоса других
«Я – сложное образование, ведь кроме «Я, как мы его представляем», есть еще «Я, каким мы кажемся окружающим», «Я, каким хотим быть» и «Я, кем являемся на самом деле», – подчеркивает человеко-центрированный психотерапевт Вениамин Колпачников1. А психоаналитик Жак Лакан сравнивал наше «Я» с луковицей, которую слой за слоем образуют наши разные представления о себе. Сначала были родители, ожиданиям которых мы стремились соответствовать. Их реакции на наши чувства, поступки становились зеркалом, смотрясь в которое мы учились понимать, чего хотим, а чего не хотим, что можно и нельзя, и в конечном итоге у нас возникло некое представление о себе. Потом наше «Я», как губка, впитывало мнение и поступки значимых для нас взрослых – воспитателей, тренеров, учителей. Друзья, коллеги, партнеры – их слова и модели поведения тоже повлияли и продолжают влиять на то, кто мы есть и кем будем. «Парадоксальным образом «Я» оказывается суммой «иного, нежели «Я», – резюмирует психоаналитик Елена Ратнер. – Иметь собственное «Я» – значит впитать в себя все многоголосие окружающих людей. Мы говорим от себя, а на самом деле нашими устами часто высказывается отец, при этом хмурим брови и пожимаем плечами, как мать, и поступаем так, как поступило бы множество повлиявших на нас людей. Мы включаем в образ своего «Я» те качества, которые готовы или хотят видеть в нас друзья, партнеры, близкие люди. И наше описание себя (например, «я интроверт, спокойный, застенчивый, способный, искренний…») – это наше «Я», воспринятое через призму их реакций».
Моя вселенная
Все части «Я-целого» иногда живут в мире и согласии. А иногда спорят и даже конфликтуют между собой – например, когда нам нужно сделать важный выбор, определиться со спутником жизни, или с работой, или с планами на будущее, или в конфликтной ситуации принять чью-то сторону. Одна часть нас выбирает материальные блага, другая – нравственные ценности, третья пытается примирить их. «Именно в этот кризисный момент и возникает вопрос «Кто я?», – считает Вениамин Колпачников. – Им не задаются, когда жизнь течет ровно. Но этот вопрос актуален, когда случаются затруднения. И тогда человек спрашивает себя: а кто я, собственно, такой, что для меня важно, ценно, какие у меня особенности, убеждения...»