Эффект Diet Prada
В модной индустрии появилась «полиция нравов» — профили в соцсетях, которые следят за известными людьми, изданиями и брендами и уличают их в лицемерии и плагиате. Но есть вопрос. Это искреннее желание сделать мир лучше — или еще один вид травли, легализованный?
В России новой площадкой, где критикуют модные бренды и глянцевые издания, стали YouTube-блогеры и телеграм-каналы. «Антиглянец» уличает рэпера Тимати в том, что вещи из его коллекции подозрительно похожи на те, что продаются на AliExpress (только в десятки раз дороже). «Good Morning, Karl» ругает бренды за бессмысленные коллаборации (Supreme х печеньки Oreo, что?!). На Западе эта история началась раньше и разрослась до впечатляющих масштабов: онлайн-негодование заставляет бренды отменять показы мод, убирать товары из продажи и приносить публичные извинения.
Во главе этого движения стоят два авторитетных профиля в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена): Diet Prada и Estée Laundry.
Судите сами
Аккаунт @diet_prada (поначалу анонимный) завели в 2014 году двое молодых любителей моды из Нью-Йорка — Тони Лю и Линдси Шайлер. Они высмеивали происходящее в модной индустрии и быстро завоевали популярность — сейчас у Diet Prada 1,7 млн фолловеров, включая главного редактора британского Vogue Эдварда Эннинфула и креативного директора Gucci Алессандро Микеле. Фанаты ликуют: Diet Prada стали грозой в мире моды. В феврале прошлого года аккаунт обвинил Gucci в расизме из-за черного свитера с красными губами (в этом увидели намек на блэкфейс — грим, в котором в XX веке белые артисты высмеивали темнокожих американцев). Представители бренда были вынуждены публично извиниться и снять вещь с производства.
В сфере красоты аналогичным влиянием пользуется Estée Laundry (@esteelaundry). Аккаунт появился в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в апреле 2018‑го и сейчас насчитывает 155 тысяч подписчиков, среди которых немало знаменитостей и редакторов красоты. Его создатели (до сих пор неизвестные) в анонимных интервью заявляют, что хотят «противостоять темной стороне бьюти-индустрии», а известность к ним пришла после публикации служебного документа Sunday Riley — любимой косметической марки Виктории Бекхэм. В нем руководство требовало от сотрудников размещать в интернете фейковые положительные отзывы о своей продукции.
Estée Laundry стоит на страже политкорректности рекламных кампаний и чистоты составов: после их постов косметический бренд Рианны Fenty Beauty снял с продажи хайлайтер Geisha Chic (заигрывание с культурой многовекового угнетения японских женщин не прошло цензуру), а Glossier — веганскую тушь, в которой, вопреки заверениям, нашлись ингредиенты животного происхождения.