Изучаем санскрит. Термин: «хатха»
В зимнем номере (Yoga Journal № 105) мы разобрались с тем, что такое нирукта и познакомились с объяснением с этой точки зрения важного термина «гуру». Похожая интересная история и со словом хатха, составляющим часть термина хатха-йога.
Само слово хатха hat.ha означает: 1) усилие, 2) насилие, 3) настойчивость, упорство, 4) абсолютная необходимость, 5) неизбежность, 6) принуждение. Основное значение термина хатха-йога — йога усилия, или йога с усилием. В ранней (XI-XIV века) литературе йоги и веданты используется противопоставление хатха-йоги hat.hayoga и раджа-йоги rājayoga. Например, текст XI-XII века «Аманаска-йога» говорит о том, что методы раджа-йоги более высокого уровня, так как не требуют большого напряжения (непринужденные nirāyāsa), и что методы с усилием/напряжением должен использовать тот, у кого нет способностей для более высоких методов раджа-йоги и кто не успешен в них. Хороший пример этой точки зрения приведен в Сиддха-сиддханта-паддхати 5.55b-59 «Не при помощи асан (āsana)… удерживания дыхания, удерживания мудр (mudrā), йоги… [и] не бесконечными методами и усилиями достигается высшее состояние. Отказавшись от всех этих телесных практик, достигшие совершенства люди пребывают в высшем состоянии, которое находится за пределами тела» … na cāsanāt… prātn. adhāran. āt… ma mudrādhāran. ād yogāt… nānantopāyayatnebhyah. prāpyate paramam. padam || tāni sādhanāni sarvān. i daihikāni parityajya paramapade ‘daihike sthīyate siddhapurus. air iti.
Также интересный пример содержится в буддийском тексте VIII века «Гухьясамаджа тантра» (кстати, это самое раннее встречающееся употребление термина хатха-йога). Если претенденту не удается достичь даршана после трех попыток практики методик, описанных в тантре, на протяжении шести месяцев подряд, то он должен прибегнуть к хатха-йоге, которая приносит пробуждение (bodhi) и совершенствование знания ( jñānasiddhi) darśanam. yadi s.an. māsair yad uktam. naiva jāyate | ārabheta tribhir vārair yathoktavidhisambaraih. || 18.161 || darśanam. tu kr.te ‘py evam. sādhakasya na jāyate | yadā na sidhyate bodhir hat.hayogena sādhayet || 18.162 || jñānasiddhis tadā tasya yogenaivopajāyate || 18.163ab || Однако текст тантры не дает четкого понимания, что за методы кроются под термином хатха.
Буддийская «Калачакра тантра» X-XI века определяет хатха-йогу как «необходимое прохождение воздуха по центральному каналу с огромной силой, с помощью […] выполнения звука — может осознать неизменяющееся мгновение через отсутствие вибраций путем удержания bindu bodhicitt a в драгоценном камне-ваджре, помещенном в лотос мудрости». Это дает нам основание предполагать, что речь идет о техниках пранаямы с визуализацией.
В дальнейшем появляется класс текстов, в которых это противопоставление заканчивается. Например, вайшнавский текст XIII века «Даттатрейя Йога шастра» расписывает систему четырех йог — мантра-, лайя-, хатха- и раджа. Соответственно в XV веке Сватмарама в «Хатха-йога Прадипике» говорит уже о взаимозависимости хатха-йоги и раджа-йоги.
«Поклоняюсь Шри Адинатхе (Шиве), обучившему науке Хатха-Йоги — лестнице, ведущей к достижению вершин Раджа-йоги. Йогин Сватмарама после приветствия своего Гуру Шринатха, излагает Хатха-йогу для достижения Раджа-Йоги». ХЙП 1.1-1.2
«Различными Асанами, Кумбхаками и другими божественными способами путь Хатха-йоги приводит к плодам Раджа-йоги». ХЙП 1.69
«Нельзя достичь совершенства в Раджа-йоге без Хатха-йоги и нельзя достичь успеха в Хатха-йоге без Раджа-йоги. Обе они нужны для достижения Сиддхи». ХЙП 2.75
Итак, хатха-йога — это йога усилия, или йога с усилием. Но не нужно понимать это как чрезмерное мышечное усилие. Наоборот, тексты по хатха-йоге полны предупреждений о постепенном и осторожном освоении техник (śanait. śanait. — Васиштха самхита, Гхеранда самхита, Хатха-таттва-каумуди и др. тексты). Скорее, речь идет об усилии воли для поддержания постоянных упражнений — абхьяса.
Это не единственный подобный термин для обозначения этого вида практики. Например, в Гхеранда самхите встречается термин гхатастха-йога, где гхатастха — это сосуд, горшок или процесс обжигания горшка, то есть опять-таки речь о закалке, приложении усилия и т.п. В тамильском йогическом тексте «Тирумантирам» для обозначения такой практики используется термин «тава», который является тамильской формой санскритского слова «тапас» (жар; однокоренное русское слово «топить», в смысле «топить печь»), которое традиционно используется для обозначения тяжелых аскетических практик.