Танго надежды: наперегонки с болезнью
Наталья родилась и живет во Владивостоке всю свою жизнь — 40 лет. Последние четыре года — с диагнозом БАС (боковой амиотрофический склероз). Эта редкая болезнь постепенно отбирает у человека двигательные навыки: лишает возможности ходить, управлять руками, а после — глотать и дышать. У всех это происходит с разной скоростью, и нельзя сказать наверняка, что влияет на динамику болезни.
Мы познакомились с Натальей на V Международном фестивале INCLUSIVE DANCE. В нем участвуют люди с разными видами нарушений, а их партнеры — волонтеры, профессиональные танцовщики.
Наташа передвигается на инвалидной коляске, почти не чувствует правую руку и говорит с большим трудом — медленно, проглатывая слоги и делая паузы. Но все это не помешало ей самостоятельно прилететь в Москву — для выступления на конкурсе спортивных бальных танцев. В дуэте с партнером по танцевальному клубу «Альянс» Олегом Назаровым она не просто блестяще выступила, но и завоевала первое место, доказав себе и другим: диагноз не преграда для новых ощущений и достижений. Но даже если и преграда, то… Для человека волевого и азартного ее преодоление становится новой целью. А Наташа, как я поняла, именно такая — волевая и азартная.
С пяти лет она занималась фигурным катанием, затем — фехтованием, стала мастером спорта. Окончив институт физкультуры, работала тренером, руководила физвоспитанием в медицинском колледже, счастливо вышла замуж. А год спустя упала с мопеда и получила травму. Врачи говорили — растяжение связок. Позже, все в том же 2012 году, выяснилось, что у нее было два перелома. Наташа ходила на костылях и упорно лечила ногу, даже ездила в Китай: там ставили иголки, делали массаж, но эффекта не было. Только через два года, когда начали «отключаться» руки, врачи заговорили о БАС. Вот тут-то в Наталье и пробудился борцовский характер — во что бы то ни стало победить, обогнать болезнь. «Я понимаю, что она все равно догоняет, а где-то и перегоняет, — поясняет Наташа. — Но мне надо ее опередить. Что я для этого делаю? Работаю. Танцую. Ребенка воспитываю».
Как ей все это удается?
Psychologies: Страшно выступать на паркете, на глазах у публики?
Наталья Боровая: Когда мы просто танцуем — нет, а участвовать в конкурсе страшно. Нашими соперниками были не только колясочники с диагнозами БАС и ДЦП, но и люди с другими ограничениями по здоровью: слабослышащие, слабовидящие, аутисты. И так получилось, что я оказалась физически самой слабой участницей. Например, когда нужно сделать движение наверх, все могут поднять руки, а я нет. И спину держать трудно. Но все равно, когда оказываешься на паркете, спина сама собой распрямляется и появляется улыбка. А это-то как раз самое сложное — искренне улыбаться во время всего выступления. Не просто натянуть улыбку, а показать, что ты получаешь удовольствие.
Танцевальные движения вызывают у вас боль, дискомфорт?
Боли во время выступления не чувствую, а потом да — бывают и судороги, и неприятные ощущения. Помните, как в «Служебном романе» секретарша Верочка говорит Мымре: «Все в себя!» Так и здесь: надо полностью собраться. От большого напряжения быстро устают мышцы шеи, спины. Но желания бросить у меня никогда не было! Все это сложности, которые можно преодолеть.
Как вы вообще решились танцевать?
Год назад во Владивостоке запустили проект «Возможности без границ»: благодаря ему люди с ограниченными возможностями могут заниматься плаванием, баскетболом, живописью, музыкой и даже вождением автомобиля. А мне предложили поучаствовать в танцевальном проекте «Движение без границ». Я согласилась с огромной радостью. Для меня это была авантюра: решила взять свой организм «на слабо» — справится или нет. К тому же танец — часть программы реабилитации, ведь здесь идет проработка всех суставов, мышц. Конечно, об улучшении говорить не приходится. В моем случае танец позволяет не потерять последнее. Для меня это жизнь, источник позитивных эмоций.
Какие танцы уже знаете?
Первым было танго. Наверное, оно ближе всего моему характеру. Я ведь лев по гороскопу, а в танго есть что-то пламенное, огненное. Потом разучили и другие спортивные бальные танцы. Летом мы с партнером Олегом Назаровым выиграли региональный конкурс во Владивостоке и сразу начали готовиться к международным соревнованиям. В Москву привезли сразу четыре номера: вальс, танго, фокстрот, квикстеп. Последний танец очень быстрый, энергичный, с резкими поворотами, там особенно сложно держать спину и руки.