Техника / Автозвук
Как меня слышно?
Времена, когда качество звучания автомобильных аудиосистем считалось делом вторичным, безвозвратно ушли. Теперь салоны, причем нередко моделей далеко не премиального сегмента, наполнены исключительным звуком. Лучшим, чем у домашних стереосистем.
Долгое время считалось, что автомобильная акустика гораздо проблемнее домашней. Главной загвоздкой была разноудаленность пассажиров в салоне от источника звука. Впрочем, во многих новых моделях этот вопрос решен так, что машина, наоборот, становится излюбленным местом для прослушивания музыки.
Качественный рост
Черным годом автомобильного аудио стал 2005-й. К тому времени почти полностью исчезли из поля зрения съемные головные устройства – некоторые из них были просто великолепны – и началось тотальное доминирование штатно интегрированных девайсов. Автомобили бюджетного сегмента получили дополнительное преимущество, а остальные серьезно просели по качеству.
С развитием мультирулей и систем спутниковой навигации стало еще сложнее менять или даже просто апгрейдить головное устройство – это требовало уже серьезных затрат. Рынок периферийных устройств просел, сразу несколько брендов с именем прекратило свое существование. Но последним ударом для аудиофилов стало массовое распространение цифровых форматов сжатия (mp3, DAB, Spotify), что неизбежно сказалось на качестве звучания. Результат: еще несколько лет назад от автомобиля практически невозможно было добиться приличного звука. Сегодня ситуация изменилась, хотя большая часть пользователей и не знает, что существуют машины, причем, не самые дорогие, способные обеспечить звучание лучше, чем у винила и домашних аудиокомплексов за десятки тысяч евро. Во многих новых моделях системы объемного звука установлены лучше, чем дома. Классика – это формат 5.1: три фронтальных канала (левый, центральный, правый), два задних (левый и правый) и сабвуфер (именно его обозначают единицей). Но есть и более продвинутые – 7.1, 9.1 и даже 11.1.
Технологии Auro-3D (Porsche Panamera) и Dolby Atmos (пока не устанавливается в серийные автомобили), а также еще только разрабатываемые аналоги основаны на еще более инновационном подходе: вместо физического разделения сигнала на различные треки на момент записи финального «мастера» они кодируют звуковые объекты на аудио-треке и делают так, что именно цифровой звуковой процессор находит оптимальное размещение на звуковом фронте для каждого из этих объектов.
Итог великолепен, в том числе потому что обработка информации происходит там, где электроника знает обстановку воспроизведения и может работать наиболее эффективно. Более того, аудиосистема может генерировать звуки в любом месте на звуковом фронте. Это, в частности, положительно сказывается на безопасности: можно, например, привлечь внимание пассажиров с помощью тревожного сигнала или же сделать так, чтобы тиканье поворотника раздавалось исключительно с правой стороны при повороте направо, и наоборот.
Например, система безопасности Pre-safe в Mercedes Е-класса предвидит, когда в результате столкновения раскроются подушки безопасности, и на долю секунды устройство генерирует мощный белый шум из всех динамиков, заставляющий напрягать микромускулы уха для защиты барабанных перепонок от звука срабатывания пиропатронов. Кроме того, самые продвинутые аудиосистемы имеют функцию подавления шумов и вибраций. Прототип Harman улавливает звук разговоров внутри салона для его обработки таким же образом, каким он строит свой аудиопейзаж, чтобы не создавать когнитивный диссонанс у слушателя. Еще одна система позволяет с помощью простого потенциометра и кардиоидной полярной модели распределять звук так, чтобы он окружал виртуально находящегося по центру слушателя.